Дело № 2-7764/2019 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 6 декабря 2019 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
представителя истца Рожкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайлиса Евгения Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным решения о приостановлении рассмотрения заявления, признании права на обеспечение жилым помещением и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Гайлис Е.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения о приостановлении рассмотрения заявления, признании права на обеспечение жилым помещением и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, указав в обоснование заявленных требований, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.Площадь закрепленного за ним жилого помещения не соответствует учетной норме обеспечения, установленной в г. Хабаровске. Другого жилого помещения не имеется.29.03.2019г. он обратился в установленном порядке в Министерство ЖКХ Хабаровского края с заявлением о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилого фонда края с приложениям всех необходимых документов, предусмотренных п. 6, 7 Постановления ПравительстваРоссийской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. № 397.Письмом (Решением) Министерства ЖКХ Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ. ему сообщено о приостановке рассмотрения заявления, которое он расцениваю как отказ во включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.Основанием для приостановки рассмотрения заявления послужило то, что вместе с заявлением не предоставлен договор социального найма на <адрес>. Приостановкой (отказом) созданы препятствия для реализации конституционного права на жилище, и тем самым, грубо нарушены его права и законные интересы.
Он не мог встать на учет нуждающихся в предоставлении жилья и, соответственно, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в возрасте до 23-х лет, так как за ним незаконно было закреплено жилое помещение, площадь которого, приходящаяся на одного человека, не соответствовала и сейчас не соответствует учетной норме жилья. На основании изложенного, просит суд: признать за истцом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с действующим законодательством; обязать Министерство ЖКХ Хабаровского края включить истца в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилого фонда края; признать незаконным решение Министерства ЖКХ Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. № о приостановке рассмотрения заявления истца о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилого фонда края.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, надлежащим образом уведомленного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика по представленным доказательствам.
Изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что Гайлис Евгений Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку егомать, ФИО3, и отец, ФИО4, решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 21.07.1997 лишены родительских прав. Отец умер 08.10.2001г.
Распоряжением главы администрации Индустриального района города Хабаровска № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Гайлис Евгений Александрович определен в детский дом; за ним и двумя его братьями закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
29.03.2019г. Гайлис Е.А. обратился в установленном порядке в Министерство ЖКХ Хабаровского края с заявлением о включении его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилого фонда края с приложениям необходимых документов, предусмотренных п. 6, 7 Постановления Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Письмом (Решением) Министерства ЖКХ Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу сообщено о приостановке рассмотрения заявления.
Как следует из письма, основанием для приостановки рассмотрения заявления истца послужило то, что вместе с заявлением им не был предоставлен договор социального найма на <адрес>.
При этом в оспариваемом решении о приостановке указано, что согласно представленным документам, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО5 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании справки абонентного отдела № 1 МУП г. Хабаровска "РКЦ" ФИО5 снята с регистрационного учета по указанному адресу.
По информации управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города Хабаровска договор социального найма на указанное жилое помещение не заключался, в настоящее время наниматель не определен. Вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) не рассматривался.
После определения нанимателя необходимо представить в министерство документ, подтверждающий право пользования указанным жилым помещением (договор социального найма) и документ, содержащий сведения о лицах, совместно проживающих в указанном жилом помещении (срок действия документа 30 дней).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то что, что ответчик, приостанавливая рассмотрения его заявления по надуманным основаниям, фактически отказал во включении в список детей-сирот и лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями, чем создал препятствия для реализации его конституционного права на жилище.
С данными доводами истца суд соглашается, по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" постановлением Правительства Российской от 04.04.2019 N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категориидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).
Согласно п.2 Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
В п.3 Правил указано, что в список включаются, в том числе дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
Согласно п.12 в случае выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении о включении в список и представленных заявителем (представителем заявителя) документах, уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) направляет заявителю (представителю заявителя) запрос об уточнении указанных сведений. Запрос может быть передан заявителю (представителю заявителя) под расписку, направлен заказным письмом с уведомлением о вручении или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Срок, указанный в пункте 13 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления заявителю (представителю заявителя) запроса уполномоченного органа (органа местного самоуправления) и не учитывается при исчислении срока принятия решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об отказе во включении в список до дня получения ответа на данный запрос.
Согласно п. 13 Правил, в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
В п.7 Правил приведен список документов, которые должен приложить кзаявитель. Это копия свидетельства о рождении;копия паспорта гражданина Российской Федерации;копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, заявитель предоставляет копию договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма, при их наличии.
Вместе с тем из предоставленных истцом ответчику документов следовало, что договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>., в котором зарегистрирован и проживает истец, не заключен и наниматель не определен.
Также истцом ответчику был предоставлен документ, содержащий сведения о лицах, совместно проживающих с истцом в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 32,9 кв.м.
Так, из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в данном жилом помещении, помимо истца зарегистрировано и проживают еще 8 человек.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Гайлисом Евгением Александровичем.
Из справки КГБУ «Хабкрайкадастр» «№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на объекты недвижимого имущества за Гайлисом Евгением Александровичем не зарегистрировано.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником жилищного отдела по Индустриальному и Железнодорожному районам управления жилищного фонда администрации города Хабаровска, решение о предоставлении Гайлису Евгению Александровичу жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма администрацией города Хабаровска не принималось, жилое помещение не предоставлялось.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами представителя истца о том, что истцом ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилого фонда края, были предоставлены все необходимые документов, предусмотренные п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №, в связи с чем оснований для приостановки рассмотрения заявления у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что требования истца о признании незаконным решения первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении рассмотрения заявления Гайлиса Евгения Александровича, подлежат удовлетворению.
В силу действующего жилищного законодательства обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае признания его нуждающимся в жилье.
Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласно которой предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статья 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» определяет, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социальногонайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 N 109 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Поскольку из совокупности исследованных по делу доказательств усматривается, что Гайлис Е.А. в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, общая площадь занимаемого им и совместно проживающими с ним лицами значительно меньше учетной нормы, установленной в г. Хабаровске, суд приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости истца в жилье, подтверждены в судебном заседании и ответчиком не оспорены.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа напрямую вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации.
Исходя из анализа названных положений Конституции Российской Федерации, а также из анализа норм жилищного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетием возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан.
В соответствии с положениями ст. 2 названного Федерального закона, обеспечение детей-сирот жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.
На основании приведенных выше норм, Гайлис Е.А., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования Гайлиса Е.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении рассмотрения заявления Гайлиса Евгения Александровича.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края включить Гайлиса Евгения Александровича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 12.12.2019 года.
Председательствующий: судья подпись А.Ю. Губанова
Копия верна: судья А.Ю. Губанова