Дело № 2а-1363/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Приозерск 20 декабря 2019 года
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Левичевой Н.С.
при секретаре Мельниковой В.О.
с участием представителя административного истца инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области Бабенко Н.Н., административного ответчика Ермолаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области к Ермолаевой В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к Ермолаевой В.В., в котором просит взыскать с Ермолаевой В.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 51 295 руб. за 2017 год, пени за период с 4 декабря 2018 г. по 29 января 2019 г. в размере 749 руб. 76 коп. (общая сумма 52 044 руб. 76 коп.)
В обоснование требований указано, что Ермолаева В.В. не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год. Административному ответчику направлялось налоговое уведомление об уплате налога в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, после неисполнения которого было направлено требование об уплате задолженности по налогу. В связи с неуплатой налога на сумму задолженности начислены пени. Мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании указанной задолженности, в связи с чем к Ермолаевой В.В. предъявлены исковые требования (л.д. 4-8, 56-58).
В возражениях на административный иск Ермолаева В.В. в удовлетворении административных исковых требований просит отказать. Указывает, что 9 ноября 2015 г. определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принято к производству заявление Ермолаевой В.В. о признании гражданина несостоятельным (банкротом), введена процедура реструктуризации долгов. 9 февраля 2017 г. Ермолаева В.В. признана банкротом и введена процедура реализации имущества, которая завершена 11 марта 2018 г., Ермолаева В.В. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе не заявленных при введении реализации имущества. Административный ответчик отмечает, что налогообложение конкурсной массы и возложение ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области обязанности по уплате налога означает нарушение основных начал налогообложения. Бездействие должностных лиц ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области повлекло за собой неправомерное взыскание в принудительном порядке недоимки по транспортному налогу, которая не может существовать (л.д. 39-43, 67-70).
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области Бабенко Н.Н. административный иск поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Ермолаева В.В. в судебном заседании просила в административном иске отказать, придерживаясь позиции, изложенной в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенными в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На указанные органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В силу положений ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (п. 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 названного кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Судом установлено, что Ермолаева В.В. в период 2017 года являлась собственником автомобилей: <данные изъяты>,<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (л.д. 63-66).
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области Ермолаевой В.В. был начислен транспортный налог за 2017 год за автомобиль <данные изъяты>,<данные изъяты> года выпуска, в размере 33754 руб., за автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска - 17550 руб., за автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска - 2101 руб. Срок уплаты налога, указанный в уведомлении - не позднее 3 декабря 2018 г. Налоговое уведомление направлено заказным письмом (л.д. 21, 22).
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Ермолаева В.В. обязанность по уплате налога в полном объеме не исполнила.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Приозерскому району города Ленинградской области в адрес Ермолаевой В.В. направлено требование № 425 по состоянию на 30 января 2019 г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 51295 руб. и пени в размере 749 руб. 76 коп., предоставлен срок для добровольного исполнения до 26 марта 2019 г. (л.д. 23-25)
Требование ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 59 Ленинградской области от 11 июля 2019 г. отменен судебный приказ о взыскании с Ермолаевой В.В. на основании заявления ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области поименованной недоимки по обязательным платежам и пени (л.д. 9).
ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области административное исковое заявление подано в суд 8 октября 2019 г., то есть в пределах установленного законом срока.
Принимая во внимание, что судом установлено, что административный ответчик являлся собственником транспортных средств - объектов налогообложения, расчет налога проверен и признан судом арифметически верным, основанным на правильном учете налоговой базы, ставки налога, то с административного ответчика подлежат взысканию недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере 51 295 руб., пени в размере 749 руб. 76 коп.
Доводы административного ответчика о том, что налогообложение конкурсной массы незаконно, а также о том, что требования административного истца о взыскании транспортного налога за 2017 год подлежали рассмотрению в рамках дела о банкротстве, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено указанным федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 ноября 2015 г. принято заявление Ермолаевой В.В. о признании гражданина несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) (л.д. 77-79).
Определением арбитражного суда от 14 июня 2016 г. в отношении Ермолаевой В.В. введена процедура реструктуризации долгов (л.д. 80-84).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 февраля 2017 г. административный ответчик признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества (л.д. 71-73).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 марта 2018 года завершена процедура реализации имущества Ермолаевой В.В. (л.д. 76)
Таким образом, налоговая задолженность образовалась у Ермолаевой В.В. за 2017 год, то есть после даты принятия заявления о признании административного ответчика банкротом. В течение этого периода Ермолаева В.В. являлась собственником имущества, на которое обоснованно налоговым органом был начислен налог. Право собственности на имущество было зарегистрировано за Ермолаевой В.В.
Подлежащий взысканию транспортный налог относится к текущим платежам, требование о его взыскании не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
Поскольку от уплаты государственной пошлины административный истец освобожден в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области к Ермолаевой В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Ермолаевой В.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 51 295 руб., пени за период с 4 декабря 2018 г. по 29 января 2019 г. в размере 749 руб. 76 коп.
Взыскать с Ермолаевой В.В. в доход бюджета муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Левичева
Решение суда в окончательной форме принято 10 января 2020 г.