Дело № 2-3572/19
Решение
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Баташевой М.В.
при секретаре Орнацкой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопоискуКазаченко СФ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Казаченко ДВ, Казаченко НВ, Казаченко ЕВ к Администрацииг.Ростова-на- Дону,администрацииСоветского района г. Ростова-на-Дону, третьелицо Департамент координации строительства и перспективного развития администрацииРостова-на-Дону, о признании незаконным распоряжения администрации Советского района города Ростова-на-Дону, обязании включить в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставлении жилого помещения по договору социального найма,, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Установил:
Казаченко С.Ф., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Казаченко Д.В., Казаченко Н.В., Казаченко Е.В., обратилась в суд с иском к Администрацииг.Ростова-на-Дону,администрацииСоветскогорайонаг.Ростова-на-Дону,указав в его обоснование, что Распоряжением администрации Советского района города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Казаченко С.Ф. признана малоимущей, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи четыре человека: она, сын - Казаченко Д.В., дочь - Казаченко Н.В., дочь - Казаченко Е.В.
Распоряжением администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 10.07.2019 г. № 296 отказано во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с наличием у Казаченко С.Ф. заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Как указано в преамбуле распоряжения администрации Советского района г. Ростова-на-Дону: «Подтверждая, проживание нескольких семей в указанном домовладении, заявительница представила договоры найма жилого помещения за период с 07.08.2015 по 07.04.2019 год, заключенные между Казаченко С.Ф. и собственниками домовладения <адрес> В настоящее время срок договора истек, и заявитель не представила документы, свидетельствующие о проживании нескольких семей в домовладении <адрес>. Таким образом, следует полагать, что в указанном жилом помещении проживает одна семья.»
Полагает, что распоряжение не соответствует нормам законодательства и нарушает конституционное право семьи Казаченко С.Ф. на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года N 363-3C "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Согласно ч. 1,2 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (далее - орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации
Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.
Согласно ч. 6 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», к заявлению прилагаются:
копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
справка о составе семьи по месту регистрации лица, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;
выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
для граждан, страдающих некоторыми формами хронических заболеваний или имеющих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством, - справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную системы здравоохранения, либо документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством, - копии удостоверений и документов, подтверждающих данное право.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Таким образом, ссылки администрации района в оспариваемом распоряжении на необходимость проживания нескольких семей в одной квартире и отсутствия данного факта у заявителей, не может являться основанием к отказу во включении заявителей в список граждан для внеочередного обеспечения. Исходя из того, что семья признана нуждающейся и малоимущей, для включения в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке необходимо только подтверждение наличия заболевания входящего в перечень заболеваний утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н. Соответственно оспариваемое распоряжение является незаконным.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения «О регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону», принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 г. № 124 гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма на основании решения, принятого администрацией района в форме распоряжения администрации района.
Вопросы заселения освобождающихся муниципальных жилых помещений рассматриваются администрациями районов по месту расположения освободившегося помещения в месячный срок со дня представления официальных документов об их выявлении и в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.2).
Семье Казаченко С.Ф. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 70 кв. м.
Согласно частям 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения «О регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону», принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 г. № 124, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда устанавливается из расчета от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
К тому же, при предоставлении должно учитывается право Казаченко СФ на дополнительную площадь.
Так, согласно статье 17 Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пункт 5 части 1 статьи 6 Областного закона Ростовской области № 363-3C устанавливается право на дополнительную площадь в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения. Таким образом, расчет производиться следующим образом 60+10 кв.м. = 70 кв.м. А так же исходя из разъяснений, данных в Постановлении Конституционного суда РФ от 22.01.2018г. 4п/2018.
Учитывая изложенное, просит суд:
Признать незаконным распоряжение администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 10.07.2019 г. № 296 об отказе Казаченко СФ во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи четыре человека.
Обязать администрацию Советского района города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу включить Казаченко СФ с составом семьи четыре человека в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию города Ростова-на-Дону предоставить семье Казаченко СФ с составом семьи четыре человека: она, сын - Казаченко ДВ дочь - Казаченко НВ., дочь - Казаченко ЕВ, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 70 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону.
Казаченко С.Ф.в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В отношенииистца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца –Булгаков Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчикаАдминистрации города Ростова-на-Дону Касьянова М.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, просила в иске отказать.
Представитель ответчикаАдминистрации Советского района города Ростова-на-Дону, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого распоряжения.
Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в судебное заседание явился, извещены, сведений о причинах неявки не представили. Дело рассмотрено в порядкест.167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Согласно ч. 1,2 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (далее - орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации
Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.
Согласно ч. 6 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
2) справка о составе семьи по месту регистрации лица, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
3) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
4) копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;
5) выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
6) для граждан, страдающих некоторыми формами хронических заболеваний или имеющих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством, - справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную системы здравоохранения, либо документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством, - копии удостоверений и документов, подтверждающих данное право.
Судом установлено, что Казаченко С.Ф. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Казаченко С.Ф. в соответствии с частью 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 1, частью 1 статьи 2 Областного закона Ростовской области «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», пунктом 2.1 Положения «О регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону» обратилась в администрацию Советского района города Ростова-на-Дону с заявлением о признании своей семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 24.11.2014г. Казаченко С.Ф. признана малоимущей
Распоряжением администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 24.11.2014 г. № 1013 семья Казаченко С.Ф. составом из 4-х человек признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи четыре человека: ( она, сын Казаченко Д.В. (2010г.р.),, дочь Казаченко Н.В. (2014г.р.), дочь Казаченко Е.В. 2014г.р.).
Впоследствии истец обратилась в администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о включении в отдельный список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи четыре человека, приобщив к заявлению все предусмотренные законом документы.
Распоряжением администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 10.07.2019 г. № 296 отказано во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи четыре человека по тому основанию, что заявитель не представила документы, свидетельствующие о проживании нескольких семей в <адрес>.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно данной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника 5 жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
При установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону законных оснований для отказа Казаченко С.Ф. во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи четыре человека по тому основанию, что заявитель не представила документы, свидетельствующие о проживании нескольких семей в <адрес>. Иных оснований для отказа в распоряжении районной администрации не приведено.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать незаконным распоряжение администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 10.07.2019 г. № 296 «Об отказе во включении Казаченко СФ в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке».
В целях восстановления нарушенных прав Казаченко С.Ф. суд полагает возможным обязать Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу включить Казаченко С.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с составом семьи четыре человека ( она, сын Казаченко Д.В., дочь Казаченко Н.В., дочь Казаченко Е.В.)
Разрешая требования истца об обязании Администрации города Ростова-на-Дону предоставить семье Казаченко С.Ф. жилое помещение по договору социального найма, суд исходит из следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что Казаченко С.Ф. имеет несовершеннолетних детей Казаченко ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ.р., Казаченко НВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., Казаченко ЕВ,ДД.ММ.ГГГГ.р., что подтверждается свидетельствами о рождении III-АН №от ДД.ММ.ГГГГ, III-АН № от 03.07.2014г., III-АН № от 03.07.2014г.
Казаченко С.Ф. вместе со своими несовершеннолетними детьми проживает по договору найма в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, что подтверждается представленными договорами найма 2015-2018гг., собственниками которого являются Федоренко. С., Питул В.Р., Питул О.Р., Федоренко Д.Р., Федоренко М.Р..
Все указанные лица зарегистрированы по указанному адресу.
Другого жилого помещения в собственности и (или) по договору социального найма у истца и членов ее семьи не имеется.
Судом также установлено, что Казаченко С.Ф. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Как видно из дела, с 2014 г. Казаченко С.Ф. с составом семьи четыре человека поставлена на учет по улучшению жилищных условий, признана малоимущей и нуждающейся, в материалах учетного дела так же имеется выписка из заключения врачебной комиссии о том, что она страдает тяжелой формой хронического заболевания дающей право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Между тем, до настоящего времени семья истца жилым помещением не обеспечена, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении настоящего дела.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
К категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится истец Казаченко С.Ф..
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в п.4 постановления Конституционного суда РФ от 22.01.2018 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации; законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (постановление от 16 декабря 1997 годаN 20-Пи от 8 июня 2010 годаN 13-П; определения от 15 февраля 2005 годаN 17-Ои от 9 февраля 2017 годаN 215-О).
Учитывая, что вместе с лицом, обладающим правом на предоставление жилого помещения вне очереди, проживают ее несовершеннолетние дети, необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в опеке родителей,
Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 1 июля 2014 годаN 20-Пи от 27 июня 2017 годаN 17-П, и с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать охрану семьи и права ребенка, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренномпунктом 3 части 2 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на лицо, имеющего право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренномпунктом 4 части 1 статьи 51данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на нихКонституциейРоссийской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а, следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, что противоречило быстатьям 7,38 (части 1и2),40 (часть 1)и41 (часть 1)Конституции Российской Федерации.
Таким образом,пункт 3 части 2 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, чтопункт 3 части 2 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности осуществлять реализацию своих прав и обязанностей родителя в отношении своих несовершеннолетних детей, совместно с ним проживающих.
Органом местного самоуправления в г. Ростове-на-Дону, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, учитывая положения ст. 35.1 Устава города Ростова-на-Дону, является Администрация г. Ростова-на-Дону, которая в силу п. 1.6.2 Устава города Ростова-на-Дону уполномочена вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлять соответствующие жилые помещения в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена именно на Администрацию города.
Семье Казаченко С.Ф. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 70 кв. м.
Согласно частям 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения «О регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону», принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 г. № 124, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда устанавливается из расчета от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
К тому же, при предоставлении должно учитывается право Казаченко ФИО32 на дополнительную площадь, поскольку страдает заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, утвержденным Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991, предоставляющим право на дополнительную жилую площадь.
Так, согласно статье 17 Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пункт 5 части 1 статьи 6 Областного закона Ростовской области № 363-3C устанавливается право на дополнительную площадь в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения. Таким образом, расчет производиться следующим образом 60+10 кв.м. = 70 кв.м..
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казаченко СФ - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г.Ростова-на-Дону от 10.07.2019г. №296 об отказе Казаченко СФ во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке составом семьи четыре человека.
Обязать администрацию Советского района г.Ростова-на-Дону включить Казаченко СФ составом семьи 4 человека в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма
Обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить вне очереди Казаченко СФ составом семьи 4 человека: она, Казаченко Светлана Ф, сын Казаченко Д, дочь Казаченко Е, дочь Казаченко Н, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 70 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2019 года