Судья Фомина Г.Д. Дело № 12-88/2019
РЕШЕНИЕ
08 мая 2019 года г.Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя АО «Электромонтаж» на постановление судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 19.02.2019, которым юридическое лицо Акционерное общество «Электромонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
установил:
<Дата обезличена> определением начальника ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» ФИО7 возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, из которого следует, что в границах полосы отвода автодороги межмуниципального значения «Визинга-Кажим» в районе 3+550 км произведены работы по устройству линии электропередач BЛ-I0 кВ в нарушение требований предварительного согласия от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, после производства работ в границах полосы отвода дороги не убраны порубочные остатки деревьев и кустарника, что мешает производству работ по поверхностному водоотводу дороги.
<Дата обезличена> старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» ФИО8 в отношении АО «Электромонтаж» составлен протокол об административном правонарушении, направлен на рассмотрение судье Сысольского районного суда Республики Коми.
По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе законный представитель АО «Электромонтаж» просит постановление судьи районного суда отменить, ссылается на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, а также на истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Указывает, что суд вышел за пределы вменяемого Обществу правонарушения, а именно в протоколе не вменяется факт прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций или их эксплуатация в границах придорожной полосы автомобильной дороги. Кроме того, вменяется наличие порубочных остатков в пределах полосы отвода дороги, однако санкцией части 2 статьи 11.21 КоАП РФ ответственности за такое правонарушение не предусмотрено. В нарушение пункта 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении неправильно указано событие и место административного правонарушения, поскольку нет четкого указания, в чем выражено действие совершенное Обществом в пределах полосы отвода дорог: в прокладке линейного объекта, переносе, переустройстве или его эксплуатации, что повлекло правовую неопределенность вменяемого деяния, влияет на распределение между Заказчиком и Подрядчиком обязанности по заключению договора и на позицию защиты Общества.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на неё, заслушав представителя АО «Электромонтаж» Мосеевского К.В., прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, в том числе, за прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2-3 названной статьи.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и названным Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Дорожного агентства Республики Коми от 01.01.2015 №1 «О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление» автомобильная дорога Визинга-Кажым, протяженностью 136 200 км находится в оперативном управлении ГКУ РК «УправтодорКоми».
По сведениям ГКУ РК «Управтодор Коми» ширина полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми «Визинга-Кажым» от автомобильной дороги «Вятка» в районе км 3+550 составляет 30,0м.
Согласно договору подряда от 19.02.2018, заключенного между ПАО «МРСК Северо-Запада» (заказчик) и АО «Электромонтаж» (подрядчик), последний принял на себя обязательства по заданию заказчика выполнить проектные и/или изыскательские работы и в соответствии с техническим заданием определенную работу(ы) по объекту «Строительство ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВ в с.Визинга Сысольского района Республики Коми (МО МВД России Сысольский Дог:№51-112/384/13 ТП от 12.12.2013)» общестроительные, монтажные, пуско-наладочные и иные работы неразрывно связанные с реконструируемым объектом, подлежащие выполнению подрядчиком в соответствии с условиями настоящего договора. Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что подрядчик перед началом работ должен обеспечить согласование готовой проектной (технической) документации с компетентными организациями в соответствии с законодательством РФ, оформление и получение всех требуемых разрешений и согласований на выполнение работ, получение необходимых разрешений и оформление прав на использование прилегающей к строительной площадке территории для целей выполнения работ (доставки и складирования материалов, оборудования, проезда машин и т.п.). Согласно пункту 4.21 подрядчик обязан выполнять иные обязанности, установленные для подрядчика действующим законодательством РФ. Пунктом 10.6 договора предусмотрено, что использование подрядчиком ненадлежащим образом оформленной документации не допускается. Согласно пункту 4.12 подрядчик (АО «Электромонтаж») обязан в процессе выполнения работ и после их завершения обеспечить за свой счет: систематическую уборку места производства работ (объекта, строительной площадки) и прилегающей к нему (ней) территории от отходов (мусора), образуемых в результате деятельности Подрядчика в связи с выполнением работ по настоящему Договору, в том числе сноса зданий, строений, сооружений и т.д., а также грунта(далее отходы), и являющихся собственностью Подрядчика с момента их образования; транспортировку (вывоз, перевозку) отходов, образуемых в результате выполнения работ, в целях их размещения на специализированных полигонах, согласно полученным разрешениям и договорам, заключенным Подрядчиком в соответствующей(ими) организацией(ями) на утилизацию отходов (мусора), образуемых в результате выполнения работ по настоящему договору.
30.05.2018 ГКУ РК «УправтодорКоми» в адрес ПО «Южные электрические сети» ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» выдано предварительное согласие №08/2412, допускающее разработку проектной документации по объекту «Строительство ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВ в с.Визинга Сысольского района Республики Коми (МО МВД России Сысольский Дог:№51-112/384/13 ТП от 12.12.2013), предусматривающей проектирование воздушной линии электропередачи ВЛ-10кВ, пересекающей автомобильную дорогу «Визинга-Кажым» от автомобильной дороги «Вятка» в районе участка км 3+567 (по обращению км 3+550) при соблюдении подлежащих обязательному исполнению технических требований прямо перечисленных в предварительном согласовании. Пунктом 8 данного предварительного согласования установлено, что проектные решения по строительству ВЛ в границах полосы отвода автодороги, разработанные в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства, действующих технических регламентов, ГОСТ, СНиП, иных нормативных технических документов, содержащие настоящие требования, наименование, направление пересекаемой автодороги, уточненную привязку к километровым знакам участка пересечения необходимо согласовать в ГКУ РК «УправтодорКоми». Заявитель уведомлен о том, что в обязательном порядке после согласования проектных решений юридическому владельцу ВЛ в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ следует заключить соответствующий договор с владельцем автомобильных дорог на прокладку, перенос или переустройство инженерной коммуникации, её эксплуатацию в границах полос отвода автомобильной дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
Специалистами ГКУ РК «УправтодорКоми» в процессе мониторинга за использованием полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми было установлено, что в границах полосы отводы автомобильной дороги «Визинга-Кажым» в районе км3+550 специалистами Комиэнерго по объекту «Строительство ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВ в с.Визинга Сысольского района Республики Коми (для ТП МО МВД России «Сысольский» в с.Визинга) произведены работы по устройству воздушной линии электропередачи ВЛ-10Кв в нарушение требований предварительного согласия №08/2412 от 30.05.2018 и без предусмотренного Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ договора. После производства работ в границах полосы отвода дороги не убраны порубочные остатки (срубленные деревья, ветки кустарника и мелколесья), которые создают препятствия для нормальной работы поверхностного водоотвода дороги.
О выявленных нарушениях ГКУ РК «УправтодорКоми» в адрес ПО «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» и ГИБДД МО МВД России «Сысольский» 15.11.2018 направлено соответствующее уведомление за №08/5358 от 15.11.2018 (зарегистрировано в КУСП №3798 20.11.2018).
По изложенным фактам 21.11.2018 начальником ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
30.11.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД МО МВД России «Сысольский» Митюшевым С.В. проведено обследование участка автодороги «Визинга-Кажым», в ходе которого был Акт, согласно которому следует, что в районе 3км+550м автодороги межмуниципального значения «Визинга-Кажым» ширина автодороги составляет 11,9 м, обустроена воздушная линия электропередач; слева по ходу движения в сторону п.Кажым на границе откоса дороги с земляным полотном имеются порубочные остатки деревьев и кустарника; в 27 метрах от линии электропередач слева по ходу движения в сторону п.Кажым обустроена водоотводная труба.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.12.2018 №11 СС 150097, юридическое лицо - АО «Электромонтаж», являясь подрядчиком на выполнение работ на объекте «Строительство ВЛ 10 кВ, КТП 10/0,4 кВ в с.Визинга Сысольского района Республики Коми (МО МВД России «Сысольский» Дог: №51-112/384/13 ТП от 12.12.2013)» произвело работы по реконструкции линии электропередач в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального (межмуниципального) значения без согласования с владельцем автодороги, а так же после производства вышеуказанных работ не убрало порубочные остатки (срубленные деревья, кустарник и мелколесье) с пределов полосы отвода автодороги, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья признав, что поскольку в соответствии с условиями договора подряда №107/18-Ю от 19.02.2018 на подрядчика АО «Электромонтаж» была возложена обязанность по выполнению работ только на основании согласованной в установленном порядке проектной документации и при наличии всех требуемых разрешений на выполнение работ, исходя из того, что согласно разделу 14 договора указанного подряда до передачи построенного объекта «Строительство ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВ в с.Визинга Сысольского района Республики Коми (для ТП МО МВД России «Сысольский» в с.Визинга) заказчику его правообладателем являлся подрядчик и, следовательно ему надлежало приступить к работам только при наличии договора, заключенного с владельцем автодороги, и принимая во внимание, что АО «Электромонтаж» фактически произвел работы в полосе отвода автомобильной дороги «Визинга-Кажым км 3+550 без согласования проектной документации на строительство ВЛ-10кВ с владельцем автодороги и в отсутствие заключенного должным образом договора на выполнение строительных работ в границах полосы отвода автомобильной дороги, пришел к выводу, что в действиях юридического лица АО «Электромонтаж» при производстве строительных работ по договору подряда №107/18-Ю от 19.02.2018 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом, признавая данное правонарушение длящимся, судья считал установленным, что срок давности привлечения АО «Электромонтаж» к административной ответственности не истёк, так как дело об административном правонарушении было возбуждено 21.11.2018, событие административного правонарушения было зафиксировано в акте обследования от 30.11.2018, что свидетельствует о том, что факт совершения вышеуказанного правонарушения был обнаружен должностным лицом, уполномоченным составлять протокол по делу об административном правонарушении 30.11.2018.
С такими выводами судьи согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет три месяца.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности прерывания данного срока.
Вменяемое АО «Электромонтаж» производство работ по реконструкции (переустройство) инженерных коммуникаций – линии электропередач в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги состоит из конкретного действия и не может расцениваться как длящееся правонарушение.
Так, в данном случае реконструкция (переустройство) линии электропередач в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора была произведена АО «Электромонтаж» на основании договора подряда №107/18-Ю от 19.02.2018 и окончательно выполнена согласно Актам приёмки выполненных работ №1 от 26.04.2018 и №2 от 31.08.2018. Доказательства, свидетельствующие об ином, материалы дела не содержат.
Поскольку действие по реконструкции (переустройству) линии электропередач в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора была произведена АО «Электромонтаж» 31.08.2018, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу по вмененному в постановлении судьи нарушению истёк 01.12.2018.
Также учитываю, что вменяемое в протоколе об административных правонарушениях нарушение АО «Электромонтаж», выразившееся в том, что после производства работ АО «Электромонтаж» не убрало порубочные остатки (срубленные деревья, кустарник и мелколесье) с пределов полосы отвода автодороги, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку такое нарушение (объективная сторона) санкцией части 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрено. В то же время, фактически это указанное нарушение в постановлении судьей АО «Электромонтаж» не вменялось.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных выше норм, судьей было вынесено постановление 19.02.2019, то есть за пределами сроков давности привлечения АО «Электромонтаж» к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При изложенных выше обстоятельствах постановление судьи, вынесенное в отношении АО «Электромонтаж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежат отмене с прекращением производства в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 19.02.2019 отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ в отношении АО «Электромонтаж» прекратить.
Судья С.В.Вдовиченко