№2а-701/18-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи
М.Н.Картавых, при секретаре М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельской таможни о признании незаконным и отмене предписания начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Болтрушевич С.В.и государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо- Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Башаримовой С.А. № 11м от 08.12.2017,
у с т а н о в и л:
Карельская таможня обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене предписания начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Болтрушевич С.В. и государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо- Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Башаримовой С.А. № 11м от 08.12.2017, которым административному истцу было запрещено применение средств измерения - системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарных таможенных «Янтарь - 1А», заводской № 0065-98, заводской № 0124-00 и «Янтарь-1П», заводской № 0274-01, заводской № 0269-01 с 08 декабря 2017г. и предписано до 06 июня 2018 поверить данные средства измерения. Считают, что оспариваемым предписанием административный ответчик препятствует предусмотренной Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральным законом от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» деятельности таможенных органов по регулированию экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта, предотвращению незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов через границу Российской Федерации.
Определением суда от 16.01.2018 привлечены к участию в деле в качестве соответчика Северо-Западное межрегиональноео территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту СЗМТУ Росстандарта), в качестве заинтересованного лица Управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту Росстандарт).
В судебном заседании представители административного истца Кондратенко В.А. и Стрелов Д.А., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске. Считают, что исполнение предписания в части проведения поверки системы не возможно вследствие того, что: СТСО ДРМ «Янтарь» выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ не является средством измерения; для проведения поверки, СТСО ДРМ «Янтарь» должно быть внесено предприятием изготовителем в реестр средств измерения, а так же разработана и утверждена методика поверки. Стационарные таможенные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь» (далее - СТСО ДРМ «Янтарь»), выпущены по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ в соответствии с ГОСТом Р 51635-2000 «Мониторы радиационные ядерных материалов» и не являются средством измерения. Доводы Карельской таможни, подкреплённые официальными ответами изготовителя системы (ЗАО НПЦ «Аспект») и ФГУП «Всероссийский научно- исследовательский институт метрологической службы» о том, что СТСО ДРМ «Янтарь», выпущенная по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ в соответствии с конструкторской документацией, разработанной в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (код ЕСКД - 412159) отнесена к субпозиции - «прочие», т.е. не являющейся средством измерения, а в соответствии с Общероссийским классификатором продукции к коду ОКП - 703250 - средствам обнаружения пассивным, приняты во внимание административным ответчиком не были. Для количественной оценки физических величин ионизирующего излучения при радиационном контроле используются радиометры-спектрометры МКС-АОЗ, внесенные в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений и проходящие ежегодную поверку в установленном порядке. Поверке подлежат технические средства, отнесенные к классу средств измерений и внесенные в установленном порядке в Государственный реестр утвержденных типов средств измерении. Данные технические средства проходят ежегодное техническое обслуживание и проверку чувствительности блоков детектирования в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. Методика проверки чувствительности блоков детектирования по гамма- и нейтронному каналу согласно руководства по эксплуатации проводится контрольными источниками по гамма- (цезий-137) по нейтронному каналу (калифорний-252). Отметки о проведенных ежегодных проверках обоих видов детекторов имеется в формулярах на системы. Проверка чувствительности детекторов проводится предприятием-изготовителем или уполномоченной им организацией.
Представители СЗМТУ Росстандарта Болтрушевич С.В. и Башаримова С.А. в судебном заседании с административным иском не согласились по основаниям, указанным в отзыве, считают предписание № 11м от 08.12.2017 законным и обоснованным. Дополнительно пояснили, что доводы административного истца о том, что системы «Янтарь» не являются средствами измерений противоречат записям в формулярах в разделе 15. Особые отметки: периодической поверке не подлежит (приказ ФТС России от 22.03.2007 № 344, заверенной подписью должностного лица таможенного органа.) Данным приказом утверждено руководство по отнесению СИ к индикаторам и учебным, где в п. 9 указано о необходимости внесения в формуляры СИ данной записи. Таким образом, ФТС упростило процедуру подтверждения соответствия средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования установленным метрологическим требованиям, что не соответствует законодательству об обеспечении единства измерений, так как ФТС не является органом, уполномоченным на принятия таких решений. Однако сам факт издания такого приказа и ссылка на него в формуляре является дополнительным аргументом, подтверждающим, что проверяемые в ходе контрольно-надзорных мероприятий системы «Янтарь-1 А» и «Янтарь- 1П» являются средствами измерений, а, следовательно, в соответствии с действующим законодательством должны быть поверены.
Росстандарт своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.
ФИО8, опрошенный в суде в качестве свидетеля, пояснил, что, является полковником таможенной службы, заместителем начальника отдела – главным метрологом ФТС России Главного управления информационных технологий, поддержал позицию административного истца, пояснил, что стационарные таможенные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь» выпущены по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ в соответствии с ГОСТ Р 51635-2000 «Мониторы радиационные ядерных материалов». Данная система вырабатывает сигнал тревоги, если контролируемые системой параметры гамма- и (или) нейтронного излучения ЯМ или РВ превышают предельно установленные пороговые значения. Данное устройство не предназначено для количественной оценки какой-либо физической величины и к средствам измерений отнесено быть не может.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такой иск при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании приказа СЗМТУ Росстандарта от 10.10.2017 №631 отделом государственного контроля и надзора в Республике Карелия была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Карельской таможни с целью осуществления федерального государственного метрологического надзора.
В ходе проведенной проверки надзорным органом выявлен факт нарушения административным истцом положений части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а именно: применения таможней на таможенном посту МАП Люття неповеренных средств измерений: систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарных таможенных «Янтарь-1А», заводской номер № 0065-98, заводской номер № 0124-00 и «Янтарь-1П», заводской номер № 0274-01, заводской номер № 0269-01, не отвечающих обязательным метрологическим требованиям, Результаты проверочных материалов зафиксированы в акте проверки № 2/43м от 08.12.2017.
08.12.2017 Карельской таможне выдано предписание № 11м в соответствии с которым таможенному органу с 08.12.2017 запрещено применять вышеназванные неповеренные средства измерений и в срок до 06.06.2018 года поверить данные средства измерений. Предписание в тот же день получено И.о. Карельской таможни ФИО9
Не согласившись с указанным предписанием, Карельская таможня 18 декабря 2017 года обратилась с настоящим административным исковым заявлением в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Суд полагает, что оспариваемое предписание СЗМТУ Росстандарта законно и обоснованно, поскольку принято при наличии к тому прямо предусмотренных законом оснований, обоснованность принятого решения подтверждена достоверными и допустимыми доказательствами, по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) федеральный государственный метрологический надзор осуществляется, в том числе, за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации.
Федеральный государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, в том числе, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Статьей 17 Федерального закона № 102-ФЗ, определяющей права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного метрологического надзора установлено, что при выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный метрологический надзор, обязано давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований.
Обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований установлена также в статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 4 п. 9, ч. 1 п.14 Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению федерального государственного метрологического надзора, утвержденного Приказом Минпромторга России от 16.04.2012 № 418 предусмотрено в случае выявления нарушений давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений обязательных требований, установленных законодательством РФ.
С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у лиц, проводивших проверку и выдавших оспариваемое предписание, соответствующих полномочий, как по проведению проверки, так и по выдаче оспариваемого предписания.
Существенных нарушений при проведении проверки, влекущих недействительность ее результатов, не установлено.
В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 21 декабря 2010 г. № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» стационарные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (далее стационарные системы обнаружения ДРМ) применяются при осуществлении таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения ДРМ через границу Российской Федерации в форме таможенного наблюдения. По функциональному назначению применяются системы следующих видов: система радиационного контроля стационарная железнодорожная; система радиационного контроля стационарная автомобильная; система радиационного контроля стационарная пешеходная. Данные системы должны быть укомплектованы детекторами гамма- и нейтронного излучения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011г.№688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, и Классификацию пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза».Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ФТС России от 31.10.2008 г. № 1349 (ред. от 31,05.2012), определены для обнаружения несанкционированно перемещаемых ДРМ в товарах, багаже, ручной клади, и транспортных средствах (автомобильных и железнодорожных) в пунктах пропуска стационарные таможенные системы обнаружения ДРМ типа «Янтарь»(п. 13).
Системы должны выполнять следующие основные функции:
-непрерывный сбор информации со всех датчиков и блоков детектирования, входящих в комплект системы;
-автоматическую регистрацию событий с указанием времени и параметров события;
- хранение информации и выдачу ее на табло пульта и на внешние устройства (принтер, компьютер) при их подключении;
-формирование и выдачу управляющих воздействий на устройства световой и звуковой сигнализации;
-контроль параметров радиационного фона;
-сигнализацию при выходе за предельные значения;
-возможность объединения до 16 систем в единую сеть при помощи штатного устройства отображения информации;
-формирование видеоинформации об объекте, находящемся в зоне контроля, при подключении систем регистрации и видеонаблюдения.
Диапазон регистрируемых энергий излучения: по гамма-каналу от 0,05 до 5 МэВ; по нейтронному каналу от 0,06 до 10 МэВ.
Системы обнаружения ДРМ стационарные таможенные «Янтарь», внесенные в Госреестр утвержденных типов средств измерений под № 16756, соответствуют вышеперечисленным требованиям к стационарным системам обнаружения ДРМ, предназначены для непрерывного измерения уровня радиационного фона в контролируемой зоне и сигнализации о его превышении, применяются в форме таможенного наблюдения и относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений выполняемых при проведении таможенных операций.
Модификации систем "Янтарь" отличаются исполнением детекторов, их количеством и местом расположения. Системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные "Янтарь" предназначены и применяются для непрерывного измерения уровня радиационного фона в контролируемой зоне и для сигнализации о его превышении.
Системы «Янтарь» обеспечивают регистрацию, хранение, выдачу на дисплей пульта ПВЦ-01 и на внешние устройства (принтер, компьютер) при их подключении, информации со всех датчиков и блоков детектирования, входящих в комплект; обеспечивают звуковую и световую сигнализацию срабатывания, возможность видеозаписи объекта срабатывания, осуществляют контроль параметров радиационного фона и обеспечивают сигнализацию при выходе за его предельные значения.
Применение неповеренных стационарных систем обнаружения ДРМ «Янтарь» приводит к ухудшению качества проведения первичного радиационного контроля, снижает эффективность их применения, что приводит к угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, отсутствию необходимой радиационной безопасности в РФ, а также нарушает международные обязательства в области нераспространения ядерного оружия.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения поверки данных средств измерений. Требование должностных лиц отдела государственного контроля и надзора (начальника и государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия СЗМТУ Росстандарта) об устранении нарушений действующего законодательства не препятствует осуществлению деятельности таможенных органов, так как инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной Приказом ГТК РФ от 04.02.2004 № 154, пунктом 5 предусмотрено, что при отсутствии или неисправности стационарных систем технических средств таможенного контроля ДРМ используются переносные поисковые технические средства технического контроля ДРМ.
Доводы Карельской таможни, о том, что СТСО ДРМ «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ в соответствии с конструкторской документацией отнесены к субпозиции - «прочие» по коду ЕСКД-412159 и не являются средством измерения, не соответствуют толкованию стандарта единой системы конструкторской документации (ГОСТ 2.201-80).
Согласно данного ГОСТа (п. 2.1) структура обозначения изделия и основного конструкторского документа состоит из четырехзначного буквенного кода организации-разработчика конструкторской документации (для рассматриваемого изделия - ДЦКИ), шестизначного кода классификационной характеристики, который присваивается изделию по «Общероссийскому классификатору изделий и конструкторских документов» - ОК 012-93 (для рассматриваемого изделия - 412159 ) и трехзначного порядкового регистрационного номера (для рассматриваемого изделия - 003). По общероссийскому классификатору структура кода классификационной характеристики 412159 состоит из класса: 41- средства измерений электрических и магнитных величин, ионизирующих излучений, средства интроскопии, определение состав и физико-химических свойств веществ, подкласса: 412 средства измерений электрических и магнитных величин, группы: 4121 - средства измерений ионизирующих излучений, подгруппы: 41215 - приборы и установки комбинированные, вида: 412159 - прочие, т. е совмещающие функции не из перечисленных видов: радиометра, дозиметра, спектрометра, а иные комбинированные.
Доводы административного истца о том, что системы «Янтарь», указанные в оспариваемом предписании, не являются средствами измерений и не могут быть поверены, поскольку они выпущены по техническим условиям ДЦКИ 412159.003ТУ и являются мониторами в соответствии с ГОСТ Р 51635-2000 «Мониторы радиационные ядерных материалов», предназначение которых прямо предписано в указанном ГОСТе, судом не принимается.
В соответствии с данным стандартом радиационные мониторы являются устройством, а не стационарными системами, не относятся к средствам измерений и аппаратуре контроля радиационной обстановки, в то время как системы стационарные таможенные типа «Янтарь» применяются для таможенного контроля (первичного радиационного контроля в соответствии с п.4 Инструкции, утвержденной приказом ГТК РФ от 04.02.2004 №154); не определяют тип радиационного материала (р. Введение ГОСТа), в то время как при проведении таможенного наблюдения по факту срабатывания ТС ТКДРМ определяется тип радиационного материала (канал нейтронный или гамма) по которому осуществляется дополнительный радиационный контроль (п. 9 Инструкции).
Классификация мониторов по указанному ГОСТу имеет категории 1П-1VП(пешеходные), 1Т-V1Т(транспортные), 1Н-111Н(носимые) с нормируемыми значениями порогов обнаружения, что не позволяет идентифицировать системы типа «Янтарь» к данным категориям, так как ни категории, ни пороги обнаружения из ГОСТа не определены в паспорте на системы «Янтарь».
ГОСТ Р 51635-2000 не содержит сведений о блоках детектирования чувствительности блоков детектирования системы, которые, согласно системы «Янтарь», имеют замеряемые величины, характеризующие значение чувствительности и допускаемое предельное отклонение от него; мониторы не обеспечивают функциональные требования, предъявляемые к Системам типа «Янтарь», утвержденные приказом ФТС России от 31.10.2008 № 1349 «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ» и диапазон регистрируемых энергий излучения по гамма каналу и нейтронному каналу, а также не обеспечивают требуемый уровень работоспособности системы при отключении сетевого питания при требуемом -10 час обеспечивают - 6 час; не обеспечивают регистрацию, хранение, выдачу на дисплей пульта ПВЦ и на внешние устройства при их подключении информации со всех датчиков и блоков детектирования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарная таможенная типа «Янтарь» изготовителем согласно присвоенного обозначения изделия - ДЦКИ. 412159 отнесена к средствам измерения, комплектуется блоками детектирования гамма-излучений и нейтронных излучений с нормируемой чувствительностью детекторов гамма-излучения и нейтронного излучения, имеет пределы допускаемой основной относительной погрешности чувствительности блоков детектирования от минус 30% до плюс 70%. Производитель имеет право вносить в конструкцию системы «Янтарь» изменения, не ухудшающие ее метрологические и эксплутационные характеристики (п. 1.4 Формуляра), что не является основанием отнесения данных систем к мониторам. Системы «Янтарь» предназначены для непрерывного измерения уровня радиационного фона в контролируемой зоне и для сигнализации о его превышении.
Официальные ответы изготовителя (ЗАО «Аспект») и ФГУП «ВНИИМС» о статусе систем обнаружения ДРМ стационарных таможенных «Янтарь» переносят решение вопроса в компетенцию уполномоченного органа - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основании Административного регламента, утвержденного Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 № 971 и не свидетельствуют о возможности применения данных систем без поверки.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства, представленные сторонами доказательства, суд признает оспариваемое предписание СЗМТУ Росстандарта № 11м от 08.12.2017 законным, считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Карельской таможни о признании незаконным и отмене предписания начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Болтрушевич С.В.и государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо- Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Башаримовой С.А. № 11м от 08.12.2017 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2018 года.