К делу а-1147/2019

    УИД 23RS0-24

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2019 года                                                                                         <адрес>

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Радченко Д.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

административного истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> об оспаривании отказа администрации <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просила признать незаконным отказ администрации <адрес> в предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Лазаревское, ул. <адрес> при жилом <адрес>, обязать администрацию <адрес> передать ей в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером: 23:49:0110003:1052, площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, микрорайон Лазаревское, ул. <адрес> при жилом <адрес>, в порядке, установленном Законом.

Свои требования административный истец мотивировала тем, что она является собственником жилого дома площадью 319,4 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0110002:1104, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3. ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес> и ею на земельный участок <адрес>, ул. <адрес> 6/3 площадью 450 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0110003:1052, заключен договор аренды . ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:49:0110003:1052 площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3, без проведения торгов для использования ИЖС. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> ей сообщено об отказе в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату, со ссылкой на п. 34 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов «, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что основания для отказа администрации <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3, отсутствуют.

В судебном заседании административный истец просила удовлетворить иск. Также пояснила, что административным ответчиком нарушен Административный регламент по предоставлению муниципальных услуг, а именно в случае если представителем администрации что-то стало неявно из заявления, то в соответствии с регламентом они обязаны были в двухдневный срок возвратить заявление заявителю и попросить уточнить свои требования в заявлении, что сделано не было.

Представитель административного ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором она просит отказать.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку стороны уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, их явка не признана судом обязательной и не является обязательной, суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, считает административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

    Согласно ч. 2 указанной статьи, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Статьей 1 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), "Протоколом N 7" (Подписан в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ)), каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Пунктом 2 ст. 19 Конституции РФ установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19, "Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием ДД.ММ.ГГГГ) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ, от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ)).

Часть 1 ст. 35 Конституции РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона (то есть до ДД.ММ.ГГГГ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Как предусмотрено пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 39.1 "Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес>, ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0110003:1052 площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3. Разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Лазаревского внутригородского округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0110003:1052 площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3, ввиду того, что в границах рассматриваемого земельного участка расположено жилой дом.

По результатам рассмотрения указанного заявления, ФИО1 отказано в предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка на основании п. 34 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов «, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5.2.9 Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан использовать земельный участок строго в соответствии с целевым назначением и в целях, предусмотренных п.п. 1.1, 1.3 и разрешенным использованием.

Разрешенное использование рассматриваемого земельного участка: индивидуальное жилищное строительство.

Предметом договора является земельный участок с видом разрешенного использования " индивидуальное жилищное строительство ". Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, административный истец, как арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования.

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке не имелось никаких построек.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0110003:1052, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3 расположен жилой дом, общей площадью 319,4 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0110002:1104. Собственником указанного здания является ФИО1

В соответствии с положениями классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , разрешенное использование «жилая застройка» предназначено для размещения жилых помещений различного вида и обеспечения проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека.

Разрешенное использование «Для индивидуального жилищного строительства» предназначено для размещения жилого дома; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений.

В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, возведение жилого дома площадью 319,4 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0110002:1104 на спорном земельном участке по адресу: <адрес>, микрорайон Лазаревское, ул. <адрес> 6/3, соответствует целям его использования, а также его разрешенному использованию, что также подтверждается сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости в выписки из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод администрации о том, что находящееся на земельном участке строение используется под гостиницу, основан на надуманных основаниях и фактически опровергается материалами дела, в дом числе копией домовой книги.

К основанию об отказе в удовлетворении заявления в связи с нахождением иных объектов недвижимости суд так же относится критически, поскольку в силу ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком не доказано указанное обстоятельтсво.

Согласно ст.56 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что основанием для обращения ФИО1 в администрацию Лазаревского внутригородского округа <адрес> о предоставлении арендуемого земельного участка явилось строительство жилого дома по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6/3, собственником которого она является.

Согласно ответу администрации Лазаревского внутригородского округа <адрес> ФИО1 отказано в предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка на основании п. 34 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов «, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает данный отказ не основанным на законе, поскольку административный истец просила передать ей в собственность арендуемый земельный участок в виду нахождения на нем жилого дома, находящегося в ее собственности.

Реализация исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, указанного в положениях ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации возможна с учетом назначения возведенного строения - как объекта гражданских прав. Возведение на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, жилого дома, влечет возникновение у ее собственника права на приобретение участка в собственность в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из приведенной нормы Закона, имеется соответствующий порядок предоставления арендуемого земельного участка в собственность за плату.

Таким образом, поскольку возведение жилого дома площадью 319,4 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0110002:1104 на спорном земельном участке по адресу: <адрес>, микрорайон Лазаревское, ул. <адрес> 6/3, отвечает первоначальным целям предоставления земельного участка в аренду административному истцу, и является основанием для передачи его за плату в собственность ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 218-227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. <░░░░░> ░░░ ░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 23:49:0110003:1052, ░░░░░░░░ 450 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. <░░░░░> ░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                    ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░

2а-1147/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бакутина Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация Лазаревского внутригородского района г. Сочи
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи
Судья
Радченко Денис Викторович
Дело на сайте суда
sochi-lazarevsky.krd.sudrf.ru
14.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
16.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
28.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2019[Адм.] Судебное заседание
13.06.2019[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.06.2019[Адм.] Судебное заседание
24.06.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее