Дело № 2а-2863/2020
УИД: 18RS0003-01-2020-002330-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года город Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кочуровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что в результате проведённой прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска проверки соблюдения законодательства о защите информации и исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения на странице, расположенной по адресу <данные изъяты> запрещенной информации о продаже паспортов гражданина Российской Федерации, иных документов.
Поскольку распространение выявленной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределённого круга лиц, она должна быть запрещена к распространению, а доступ к странице сайта, где размещена такие информационные материалы, – закрыт.
В соответствии с ч.5 ст.232.3 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон, с учетом поступивших в адрес суда заявлений о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
Исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно части 1 статьи 10 данного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Частью 6 статьи 10 того же Федерального закона установлен запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, статьёй 19.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей и бланков, их использование, передача либо сбыт; статьей 324 Уголовного кодекса УР предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей; статьи 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
Тем самым, предоставление возможности доступа к информации, побуждающей к совершению указанных действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена административная или уголовная ответственность, с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Законодателем предусмотрена возможность, ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты прав и законных интересов других лиц, предотвращения распространения информации, за которую установлена уголовная или административная ответственность, в том числе, путём признания её судом запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
В едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-страницы, выявленные в ходе проведения прокуратурой проверки, отсутствуют.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» данной информации, способствует совершению преступлений, что противоречит публичным интересам Российской Федерации и неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
При рассмотрении дела установлено, что выявленный сайт продолжает функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайта.
По требованию части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующей порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, в целях ограничения доступа к таким сайтам создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Частью 8 статьи 15.1 того же Федерального закона установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределённого круга лиц, так и Российской Федерации, направленных на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку судом установлен факт размещения на Интернет-сайте <данные изъяты> вышеуказанной информации, которая противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация подлежит запрещению к распространению на территории РФ.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через суд, вынесший решение, в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.Н. Кочурова