дело № 2а-1913/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2017 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Какоулина НА к администрации г. Канска о признании незаконным отказа главы администрации в согласовании публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Какоулин Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска о признании незаконным отказа главы администрации в согласовании публичного мероприятия - митинга по выражению поддержки заявления президента РФ Путина В.В. о необходимости создания атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции, обсуждении с главой администрации города (в случае ее присутствия) совместных мер по созданию такой тотальной нетерпимости, принятия соответствующей резолюции и обращений к краевым и федеральным органам власти, мотивируя тем, что отказ в согласовании мероприятия в письме администрации г. Канска № 1516 от 31.05.2017г. 03.03.3016г. не имеет ссылки на какие-либо законные основания, а в нем содержится только упоминание о том, что ни одно из трех предложенных заявителем мест не является специально отведенным. Данным отказом администрации г. Канска нарушены права инициатора мероприятия и всех граждан, намеревающихся в нем участвовать, установленные ст. 31 Конституции РФ и законом от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Административный истец Какоулин Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г. Канска по доверенности от 09.01.2017г. Колмакова В.А. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация г. Канска не согласовала место проведения публичного мероприятия в связи с тем, что оно предусматривало массовое присутствие граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (коррупция) а в соответствии с п. 1.1. ст. Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные в уведомлении места не являются специально отведенными, не приспособлены для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения (в уведомлении указаны дворовые территории с оборудованными детскими площадками, дворовыми проездами, площадь не определена, в связи с чем не представляется возможным определить возможность присутствия указанного количества участников мероприятия).
Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Каких-либо мер, направленных на достижение согласия, после получения предложения изменить место проведения публичного мероприятия административный истец не принимал.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, считает, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации данного конституционного права регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно части 1 статьи 8 которого публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона.
Как предусмотрено частью 3 этой же статьи, орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с п. 1.1. ст. 8 вышеназванного Федерального закона, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 27.12.2012 N 709-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЕДИНЫХ СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ ИЛИ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ И ВЫРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ, А ТАКЖЕ ДЛЯ МАССОВОГО ПРИСУТСТВИЯ ГРАЖДАН ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА МЕСТ" (в редакции Постановления Правительства Красноярского края № 609-п от 27.11.2013г.) в г. Канске таким местом определена Площадь им. Н.И. Коростелева, расположенная на пересечении ул. Московской и ул. Ленина.
По делу установлено:
Организатор публичного мероприятия Какоулин Н.А. 29.05.2017г. подал в адрес администрации г. Канска уведомление о проведении публичного мероприятия 12.06.2017г. с 12:00ч. до 14:00ч. в форме митинга с целью выражения поддержки заявления президента РФ В.В. Путина о необходимости создания атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции. Предполагаемое количество участников от 500 до 1000 человек.
Ответом администрации г. Канска от 31.05.2017г. организатору публичного мероприятия Какоулину Н.А. предложено изменить место проведения мероприятия, поскольку указанное в уведомлении место не входит в перечень единых специально отведенных или приспособленных для этого мест, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края № 609-п от 27.11.2013г.
По своему смыслу цель общественного мероприятия, указанного в уведомлении организатором, носит массовый (от 500 до 1000 человек) общественно-политический характер.
Для проведения такого рода мероприятий законодательством предусмотрено утверждение специально отведенных мест.
Как установлено в судебном заседании, и подтвердили стороны, места проведения публичного мероприятия, указанные в уведомлении организатора публичного мероприятия Н.А. Какоулина, адресованного администрации г. Канска, представляет собой: мкр. Северный, участок между домами №№ 7, 8А, 8, 31 и мкр Северный, участок между домами №№ 4, 4А, 5, 5/1 - дворовыми площадками названных жилых домов; мкр. Северный, участок между домами №№ 1, 12 – 10А, 30, 31 – свободное место между домами, по которому осуществляется передвижение граждан и автотранспортных средств между этими домами.
Указанные места не соответствуют месту, указанному в Перечне, утвержденном вышеназванным Постановлением Правительства Красноярского края27.12.2012 N 709-п, где могут проводиться мероприятия с массовым присутствием граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
При таких обстоятельствах, суд не находит допущенных нарушений со стороны администрации г. Канска при отказе в согласовании места проведения общественного мероприятия, указанного в уведомлении от 29.05.2017г. организатором, поскольку для проведения такого рода общественного мероприятия законом предусмотрено утверждение специально отведенных или приспособленных для этого мест.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По делу установлено и подтверждено документально, что после получения ответа администрации г. Канска от 31.05.2017г. на уведомление организатора публичного мероприятия от 29.05.2017г. Какоулин Н.А. в пределах 10-дневного срока обжалования данного ответа подал 01.06.2017г. в Канский городской суд административное исковое заявление, которое определением Канского городского суда от 05.06.2017г. было оставлено без движения с предоставлением срока для устранения недостатков до 13.06.2017г. К указанному сроку недостатки в полной мере административным истцом не были устранены, в связи с чем определением Канского городского суда от 14.06.2017г. административное исковое заявление было возвращено Какоулину Н.А.
Повторно данное исковое заявление было подано в суд 27.06.2017г., т.е. по истечению срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
Административный истец о восстановлении срока исковой давности не ходатайствовал, считает его не пропущенным, поскольку он первоначально в срок обратился с административным исковым заявлением, которое было оставлено без движения, затем возвращено.
Суд считает, что срок исковой давности административным истцом пропущен, поскольку у него имелась реальная возможность и достаточный разумный срок предоставленный судом для устранения недостатков при оставлении первоначального искового заявления без движения. Однако, административным истцом недостатки не были устранены.
Поскольку административным истцом пропущен срок исковой давности, данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца о том, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку первоначально поданное исковое заявление было подано своевременно и возвращено судом в связи с не исправлением недостатков указанных в определении об оставлении иска без движения, не является основанием для приостановления, перерыва либо восстановления срока исковой давности, предусмотренным ст. 219 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 219 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Какоулина НА к администрации г. Канска о признании незаконным отказа главы администрации в согласовании публичного мероприятия – отказать в связи с истечением срока исковой давности.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 19.07. 2017 года.
Судья: Охроменко С.А.