Судья Семенуха Т.Б. дело № 21-268/2019
РЕШЕНИЕ
02 августа 2019 года г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Кондрак Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу исполняющего обязанности начальника Управления ветеринарии города Севастополя Рыбинского Александра Дмитриевича на решение судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 июля 2019 года по жалобе заведующего ГБДОУ «Детский сад №27» Болотовой А.В. на постановление заместителя начальника Управления – начальника отдела государственного надзора Управления ветеринарии города Севастополя Рыбинского Александра Дмитриевича № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении директора ГБДОУ «Детский сад №27», -
установил:
постановлением должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ «Детский сад №27» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
На данное постановление ГБДОУ «Детский сад №27» подало жалобу в Нахимовский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 июля 2019 года постановление должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо обжаловало ее в городской суд, просит отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Нахимовского района г. Севастополя с привлечением специалистов Управления ветеринарии г. Севастополя проведена проверка ГБДОУ «Детский сад №27» на предмет соблюдения требований законодательства об организации питания в учреждениях образования, в ходе которой выявлены факты хранения рыбы - 23,1 кг, говядины - 13,4 кг, замороженного мяса птицы - 8,5 кг и яиц - 147 шт. без маркировки, что является нарушением требований ст. 3 Федерального Закона №29-ФЗ от 02.01.2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон №29-ФЗ), п. 5 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция и части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза №881 от 09.12.2011 года (далее Технический регламент), а вывод суда первой инстанции о том, что ГБДОУ «Детский сад №27» не является субъектом правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, так как на него не распространяются требования названного Технического регламента является ошибочным, поскольку учреждение оказывает образовательные услуги, а не является предприятием общественного питания. Так, согласно ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона №29-ФЗ под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий понимается купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий, их хранение и перевозка. При этом не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий - деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках. Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки и не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 18 Закона №29-ФЗ пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации. Таким образом, в ходе проведенной проверки установлен факт выпуска ГБДОУ «Детский сад №27» в оборот путем хранения, фасования продукции животного происхождения без маркировки, что не позволяет ее идентифицировать имеющимися ветеринарными сопроводительными документами и маркировками в силу несоответствия на момент проверки их параметров документам производителя в связи с нарушением упаковки и фасованием.
В судебном заседании законный представитель юридического лица и защитник против доводов жалобы возражали.
Представитель административного органа на удовлетворении жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, законность и обоснованность решения судьи, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками прокуратуры Нахимовского района г. Севастополя совместно со специалистами Севветнадзора проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства при организации питания в ГБДОУ «Детский сад №27», в ходе которой установлено, что на пищеблоке в нарушение ст. 3 Закона №29-ФЗ и п. 5 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента без соответствующей маркировки хранится: рыба - 23,1 кг, говядина - 13,4 кг, замороженное мясо птицы - 8,5 кг, яйца - 147 шт.
В постановлении заместителя начальника Севветнадзора о назначении ГБДОУ «Детский сад №27» административного наказания указано, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ заключается в хранении пищевой продукции животного происхождения без маркировки в нарушение ст. 3 Федерального Закона №29-ФЗ от 02.01.2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 5 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция и части ее маркировки».
Данный вывод должностного лица не верен по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Пунктом 1 ст. 36 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» установлено, что за нарушение требований технических регламентов ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несут изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки и устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (п. п. 1, 3 ст. 1).
Согласно п. 2 ст. 1 Технического регламента настоящий регламент не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства.
Техническим регламентом определено понятие «изготовитель пищевой продукции» - как организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов (ст. 4).
Статьей 18 Закона №29-ФЗ обязанность по соблюдению требований нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих расфасовку и упаковку пищевых продуктов (п. 2).
Таким образом, лицами, обязанными выполнять требования указанных регламентов являются лица, осуществляющие упаковку и маркировку пищевой продукции при ее выпуске в обращение. Соответственно данные лица, выступающие как изготовители, исполнители, продавцы, в случае нарушения ими требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и являются субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу понятий, предусмотренных ст. ст. 1, 2 Технического регламента ГБДОУ «Детский сад №27» в данных правоотношениях выступает приобретателем пищевой продукции в целях ее использования для оказания услуг общественного питания на месте производства.
Следовательно, ГБДОУ «Детский сад №27», в рассматриваемом случае не является изготовителем, исполнителем, продавцом пищевой продукции, маркировка которой отсутствовала, поскольку не осуществляло ее расфасовку и упаковку, выпуск в обращение.
Хранение пищевой продукции, приобретенной для потребления, без маркировки, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Следовательно ГБДОУ «Детский сад №27» не является субъектом правонарушения по настоящему делу и привлечен к административной ответственности необоснованно.
Доводы жалобы о том, что ГБДОУ «Детский сад №27» обязан соблюдать требования Технического регламента и Закона №29-ФЗ, в том числе к маркировке пищевой продукции, основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах судьей районного суда принято законное решение об отмене постановления должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении в отношении ГБДОУ «Детский сад №27» производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья, -
решил:
решение судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Севастопольского
городского суда Н.И. Кондрак