Дело № 2-314/2020
16RS0011-01-2020-000183-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года г. Буинск
Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хайбуллиной И.З., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к ФИО1 и ФИО2 о признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО1 и ФИО2 о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование своих требований указала, что на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Буинской государственной нотариальной конторы ТАССР ФИО7 за реестровым № ФИО4 и ее супругу ФИО3 был подарен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. – расположенный по адресу: <адрес>. Затем к данному дому был пристроен пристрой – и общая площадь жилого дома составила – <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, после его смерти ФИО4 стала оформлять наследственные права – дети ФИО1 и ФИО2 отказались от наследственных прав после смерти отца. Нотариусом в оформлении наследственных прав на дом было отказано, т. к. право собственности на площадь <данные изъяты> кв.м. на жилой дом по адресу: <адрес>, зарегистрировано не было.
Согласно заключению эксперта № от 2019 года – индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. не создает угрозу для жизни и здоровью граждан при эксплуатации, вследствие работоспособного технического состояния и выполнению норм противопожарной безопасности.
Истец просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО4 и ее представитель по устному ходатайству ФИО8 требования поддержали в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования признал, о чем представил суду письменное заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 51 ГрК РФ.
В п. 1 ст. 222 ГК РФ указан перечень общих оснований, по каждому из которых жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество квалифицируется как самовольная постройка, в частности, если такое недвижимое имущество создано:
либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
либо без получения на это необходимых разрешений
либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
П. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства. Признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Указанные действия согласно ч. 1 ст. 1154 ГК РФ должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что истцу согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и ? доля в праве на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. по этому же адресу, на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Буинской государственной нотариальной конторы ТАССР ФИО7, за реестровым №. ? доля праве собственности на жилой дом принадлежали ее мужу - ФИО3, умершему ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности, право возникло
Из технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что год постройки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты>, общая площадь жилого дома – <данные изъяты> кв. м. в сведениях ЕГРН площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь увеличилась за счет возведения пристроя.
Судом установлено, что площадь спорного жилого дома увеличилась за счет пристроя к дому, при этом собственники каких либо разрешительных документов не оформляли.
В соответствии с абзацем третьим пункта 26 совместно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 28 вышеуказанного постановления положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию объекта, в результате которой возник новый объект.
В силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Указанная норма закона предусматривает одно из правовых последствий самовольной перепланировки жилого помещения, а именно, возможность ее узаконения, в том числе, судебном порядке.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, кирпичный пристрой к индивидуальному жилому дому, расположенный по адресу <адрес> соответствует строительным нормам и правилам. При этом экспертом установлено, что техническое состояние кирпичного пристроя оценивается как ограниченно-работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Судом установлено, что произведенная истцом и наследодателем за свой счет, на отведенном для личного подсобного хозяйства земельном участке, принадлежащем наследодателю на праве собственности, перепланировка и переустройство не повлияли на законные интересы граждан, а жилое помещение в существующем виде не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено, что реконструкция жилого дома не ухудшила состояние основных строительных несущих конструкций жилого дома в целом, не создала угрозу жизни и здоровью граждан и иных лиц. Доказательств свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФИО4 удовлетворить.
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Буинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2020 года.
Судья: И.З. Хайбуллина
Копия верна.
Судья И.З. Хайбуллина