Судья Иноземцева Е.А. Дело № 7п -83/2020
РЕШЕНИЕ
г.Красноярск, пр. Мира,17 13 февраля 2020 г.
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора Ленинского района г.Красноярска Че М.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 09 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ, в отношении Муратовой Ирины Александровны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением прокурора Ленинского района г.Красноярска от 15 ноября 2019 года в отношении Муратовой И.А.- главного специалиста отдела по координации деятельности органов администрации города в сфере муниципального контроля департамента Главы города администрации г.Красноярска - члена административной комиссии Ленинского района г. Красноярска, было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Согласно постановлению, Муратовой И.А. в рамках муниципального контроля за благоустройством 09 сентября 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ФИО правил благоустройства г. Красноярска (в части соблюдения архитектурно-художественного регламента г.Красноярска) с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ходе проведения проверки Муратова И.А. по предъявлении служебного удостоверения прошла в помещение ФИО по адресу : ул. Шевченко, 28 г.Красноярска, опросила продавца, осмотрела указанное помещение снаружи и изнутри, зафиксировала в протоколе осмотра нарушение архитектурно-художественного регламента с применением видеозаписи, по результатам чего составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст. 12.1 Закона Красноярского края об административных правонарушениях.
При проведении проверки нарушены п.2 ч.2, ч.3, ч.5, ч.16 ст.10, ч.1 ст. 14, ч.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294: проверяемое юридическое лицо не уведомлялось о проведении выездной внеплановой проверки, отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки, проверка не была согласована с органами прокуратуры, проведена без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля, не представлен акт о проведении проверки. Кроме того, в полномочия Муратовой И.А. не входит осуществление муниципального контроля.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 09 декабря 2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Муратовой И.А. прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Как следует из постановления, судья пришел к выводу о том, что Муратова И.А. не осуществляла деятельность, связанную с муниципальным контролем.
В протесте, с которым обратился в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст. 30.10 КоАП РФ, заместитель прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А. просит постановление судьи отменить, указывает, что судья районного суда рассмотрел дело об административном правонарушении с нарушением ч.3 ст. 25.2 КоАП РФ, без участия потерпевшего- ФИО, которое о судебном заседании не извещалось; контроль за соблюдением правил благоустройства осуществляется в рамках муниципального контроля, выводы судьи об обратном ошибочны, как и выводы о том, что Муратова И.А. действовала исключительно как член административной комиссии администрации Ленинского района г.Красноярска.
В судебном заседании Красноярского краевого суда помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Ростихин Е.С. протест поддержал. Муратова И.А., ее защитник Покидышева М.В. возражали против удовлетворения протеста.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что постановление судьи районного суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Под муниципальным контролем согласно п.4 ч.2 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п.5 ч.2 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ - мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вред.
Как это следует из приобщенной к делу копии Положения об отделе по координации деятельности органов администрации города в сфере муниципального контроля департамента Главы города, к основным задачам отдела относится осуществление координации деятельности департамента муниципального имущества и земельных отношений, департамента градостроительства, управления архитектуры администрации г. Красноярска, администраций районов в г.Красноярске при осуществлении возложенных на них задач и функций в следующих областях (сферах): земельного контроля; контроля за использованием муниципального имущества; благоустройства территории города, размещение рекламных конструкций, размещение временных сооружений (п.21.) (л.д.28-30).
Пункт 3.1.1 названного Положения предусматривает, что при осуществлении указанной выше координационной деятельности отдел вправе участвовать в проведении мероприятий по контролю перечисленными выше органами, однако право проводить проверки в рамках муниципального контроля самостоятельно, отделу не предоставлено.
Должностная инструкция главного специалиста отдела по координации деятельности органов администрации города в сфере муниципального контроля департамента Главы города администрации г.Красноярска предусматривает исключительно координационную деятельность и не наделяет указанного специалиста правом на проведение проверочных мероприятий по муниципальному контролю (л.д.25-27).
Данных о том, что на Муратову И.А. каким-либо специальным актом органа местного самоуправления, ее руководителем были возложены обязанности по непосредственному проведению контрольных мероприятий, плановых либо внеплановых проверок, в деле не имеется.
Соответственно, Муратова И.А. применительно к обстоятельствам, описанным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не являлась должностным лицом органа муниципального контроля.
Согласно 3.1.4 Положения об отделе по координации деятельности органов администрации города в сфере муниципального контроля департамента Главы города, отдел участвует в работе административных комиссий.
В соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов от 12.10.2018 года № В-2 Муратова И.А. является членом административной комиссии Ленинского района г.Красноярска.
Как установлено ст. 1 Закон Красноярского края от 23.04.2009 N 8-3168 (ред. от 05.07.2018) «Об административных комиссиях в Красноярском крае» административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края «Об административных правонарушениях».
Согласно ч.2 ст. 6 Закона Красноярского края «Об административных комиссиях в Красноярском крае» протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, являющиеся членами административной комиссии, в том числе председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь, в соответствии с пунктом 7 статьи 15.2 Закона края «Об административных правонарушениях».
Аналогичное положение содержится в ст.7 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 «Об административных правонарушениях».
Муратова И.А. в силу занимаемой должности входит в перечень лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Как установлено п.2 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса.
В перечень мер обеспечения в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ входит осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Согласно ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
На основании приведенных выше положений КоАП РФ, у Муратовой И.А., как члена административной комиссии Ленинского района г.Красноярска, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении, имелось право проводить осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Доводы протеста об отсутствии у Муратовой И.А. такого права не основаны на законе и не могут являться основанием к отмене постановления суда.
Как установлено п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно составленному 12 сентября 2019 года протоколу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст. 12.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях», ФИО вменено нарушение п.10 «Архитектурно-художественного регламента улиц, общественных пространств г. Красноярска», выразившееся в декорировании витрины баннером с нанесенным на него изображением и информацией «Рог изобилия Ретро».
Выявление данного нарушения было возможно при визуальном осмотре фасада здания, занимаемого торговой организацией, без какого-либо взаимодействия с юридическим лицом.
Из приобщенных к делу пояснений Муратовой И.А. следует, что она, как член административной комиссии, лично обнаружив достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.12.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях», направила в ФИО уведомление (извещение) о времени и месте осмотра принадлежащей юридическому лицу территории (л.д.56-59).
Согласно приобщенной к делу копии указанного уведомления, направляя его, Муратова И.А. исходила из выявленного факта нарушения.
При проведении 09 сентября 2019 года осмотра территории торгового объекта, который, согласно протоколу, осуществлялся не в связи с проведением проверки, регламентированной Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а в соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ, то есть в рамках дела об административном правонарушении, подтверждены нарушения в части внешнего облика торговой точки. В протоколе осмотра отражено, что Муратова И.А. действует как член административной комиссии Ленинского района г.Красноярска.
Таким образом, действия Муратовой И.А. по проведению указанного осмотра соответствуют положениям КоАП РФ.
Усматривается, что выявление административного правонарушения имело место исключительно в рамках порядка, регламентированного КоАП РФ, каких либо проверочных мероприятий, перечисленных в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ Муратовой И.А. не проводилось.
Изложенное, с учетом анализа материалов дела, того обстоятельства, что Муратова И.А. не являлась должностным лицом органа муниципального контроля, не была наделена соответствующими полномочиями, свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Доводы протеста прокурора в этой части несостоятельны.
Процессуальные нормы в ходе производства по делу существенно не нарушены.
Согласно ч.2 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Из дела не следует, что действиями Муратовой И.А. ФИО причинен какой-либо вред. Со стороны указанного юридического лица жалоба на нарушение его прав судьей суда первой инстанции не подавалась.
О рассмотрении дела об административном правонарушении Красноярским краевым судом 13 февраля 2020 года ООО ФИО извещено надлежаще. Соответственно, юридическое лицо, в случае, если действиями Муратовой И.А. затронуты какие-либо его законные интересы, могло на стадии рассмотрения дела краевым судом реализовать процессуальные права, предоставленные потерпевшему, однако этой возможностью не воспользовалось.
С учетом изложенного, оснований к отмене постановления судьи по доводам протеста прокурора о нарушении прав потерпевшего, не имеется.
Вместе с тем, виды контроля, на которые не распространяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прямо перечислены в п.3 и 3.1 ст. 1 названного Закона. Контроль за соблюдением правил благоустройства муниципального образования в данных пунктах не фигурирует.
В соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы благоустройства территории муниципального образования входят в компетенцию органов местного самоуправления, которыми утверждаются правила благоустройства территории муниципального образования.
Из указанных положений, с учетом содержания п.4 ч.2 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющего понятие муниципального контроля следует, что контроль за соблюдением правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, может осуществляться в рамках муниципального контроля, что, однако, не исключает возможность выявления административных правонарушений вне рамок проверочных мероприятий, образующих содержание муниципального контроля в соответствии с его понятием, изложенным в законе.
В этой связи из постановления судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 09 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении Муратовой И.А. следует исключить указание о том, что контроль за соблюдением правил благоустройства не относится к муниципальному контролю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 09 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении Муратовой Ирины Александровны изменить:
исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание о том, что контроль за соблюдением правил благоустройства не относится к муниципальному контролю.
В остальном постановление оставить без изменения, протест заместителя прокурора Ленинского района г.Красноярска Че М.А. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда: Ю.А. Жихарев