дело № 3а-55/2020 (3а-721/2019)
16OS0000-01-2019-000710-67
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 11 февраля 2020 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под квасильно-засолочный цех) площадью 21 444 квадратных метра с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).
Ссылаясь на нарушение своих прав как налогоплательщика земельного налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, административный истец просит определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 12 931 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Р’ судебном заседании представитель общества СЃ ограниченной ответственностью «ФРРћ11. поддержала административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїРѕ изложенным РІ нем основаниям.
Представитель Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан Р¤РРћ12 административный РёСЃРє РЅРµ признала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии», Рсполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны», надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, представителей для участия РІ судебном заседании РЅРµ направили.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан Р¤РРћ13 представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» Р¤РРћ14 просили рассмотреть дело без РёС… участия.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, указаны в качестве объектов налогообложения (пункт 1 статьи 389), при этом организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения, на праве собственности, являются налогоплательщиками земельного налога (пункт 1 статьи 388), налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390).
Решениями Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 9 ноября 2015 года № 3/4, от 9 ноября 2016 года № 11/6 «О земельном налоге» на территории муниципального образования города Набережные Челны установлен и введен в действие обязательный к уплате земельный налог, определены ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона).
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:52:090103:87, поставленный на государственный кадастровый учет 24 июля 2008 года, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (л.д. 90-93).
Кадастровая стоимость земельного участка определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» по состоянию на 1 января 2015 года в размере 42 000 218 рублей 40 копеек (л.д. 82-83, 89).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости, общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, которое поступило в комиссию 12 июля 2019 года и отклонено решением комиссии от 2 августа 2019 года № 213 (л.д. 18-21).
При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В подтверждение величины рыночной стоимости земельного участка административный истец представил суду отчет об оценке от <дата>, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> (л.д. 23-70). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 12 931 000 рублей.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан заявило о недостоверности представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства РѕР± оценочной деятельности, правильности определения РІ нем рыночной стоимости земельного участка Рё установления ее действительной величины СЃСѓРґРѕРј назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества СЃ ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» Р¤РРћ15
Как следует из заключения эксперта от <дата> (л.д. 108-167), представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В частности, экспертом указано на нарушение оценщиком пунктов 5 и 11 федерального стандарта оценки № 3, которое выразилось в отсутствии подтверждения и ссылок на источники информации о характеристиках выбранных объектов-аналогов по важным ценообразующим факторам, существенным образом влияющим на стоимость объекта оценки. Так, решение о применении корректировки на передаваемые имущественные права принято оценщиком при отсутствии в тексте объявлений о продаже объектов-аналогов соответствующей информации и ссылок на источник информации; также не подтверждена информация о наличии или отсутствии инженерных коммуникаций на земельных участках, выбранных в качестве объектов-аналогов.
Ркспертом также проверена обоснованность выбранных оценщиком методов оценки РІ рамках каждого РёР· использованных РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ, соответствие выполненного РІ отчете расчета стоимости объекта исследования соответствующим подходам Рё методам, РІ результате чего эксперт пришел Рє выводу Рѕ неправильном определении РІ отчете рыночной стоимости земельного участка.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в ином размере, который составил 15 833 392 рубля по состоянию на 1 января 2015 года.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Заключение эксперта содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
РџСЂРё определении рыночной стоимости земельного участка методом сравнения продаж РІ рамках сравнительного РїРѕРґС…РѕРґР° экспертом проанализировано значительное количество предложений Рѕ продаже земельных участков промышленного назначения РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Набережные Челны, отобраны три объекта-аналога, наиболее сопоставимых СЃ исследуемым объектом, СЃС…РѕР¶РёС… РїРѕ местоположению, категории земель, разрешенному использованию. Ркспертом проведен сравнительный анализ объекта исследования Рё каждого объекта-аналога РїРѕ всем элементам сравнения, произведены корректировки РЅР° торг, РЅР° площадь.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны Рё обоснованны, исследования проведены всесторонне Рё РІ полном объеме РІ пределах имеющейся Сѓ эксперта специальности, РІ материалах дела имеются сведения Рѕ квалификации эксперта.
При исследовании судом заключения эксперта сомнений в его обоснованности не возникло, противоречий в выводах эксперта, неполноты, неясности заключения, которые могли бы послужить основанием для проведения повторной или дополнительной экспертизы не установлено, стороны ходатайств об их назначении не заявляли, каких-либо мотивированных замечаний на заключение эксперта, доказательств, способных опровергнуть выводы эксперта, суду не представили.
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства величины рыночной стоимости земельного участка, суд исходит из того, что достоверность представленного административным истцом отчета об оценке не подтвердилась в результате судебной экспертизы, следовательно, этот отчет не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства определения рыночной стоимости. Таким образом, величина рыночной стоимости земельного участка должна быть установлена на основании иных доказательств, не опровергнутых в ходе судебного разбирательства, то есть из заключения эксперта.
При таких обстоятельствах требования административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости подлежат удовлетворению в размере 15 833 392 рубля по состоянию на 1 января 2015 года.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
С учетом даты подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, следует применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и учитывать при определении налоговой базы с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
Р Р• РЁ Р Р›:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под квасильно-засолочный цех) площадью 21 444 квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости в размере 15 833 392 рубля по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 20 февраля 2020 года.
Судья Сафина М.М.