Решение по делу № 2-90/2020 от 27.11.2019

Дело –624/2019 (2-90/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.<адрес> 24 января 2020 г.

Знаменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Саликовой Т.П. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,

при участии в качестве органа, дающего заключение по делу помощника прокурора <адрес> Залыгаева А.Е.,

установил:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Саликовой Т.П. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ отнесено к числу служебных жилых помещений. Указанное жилое помещение было предоставлено Саликову В.П. и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272. Письмом командира войсковой части 14272 подтверждается, что ответчик в трудовых отношениях с организациями, подведомственными Министерством обороны РФ не состоит. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиком не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчика.

В качестве правовых норм в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.

Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживают в полном объеме.

Ответчик Саликова Т.П. заявленные требования не признала пояснив, что спорное жилое помещение было предоставлено ее супругу Саликову В.П., который был военнослужащим, в 1989 г. брак был расторгнут, она является пенсионером по старости, жилье, которое она имела в собственности продала, чтобы погасить долги, денежных средств на покупку жилья у нее нет.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица: войсковая часть 14272, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны своих представителей в судебное заседание не направили.

Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Иванова А.Ю. направила в суд отзыв, в соответствии с которым исковое заявление Министерства обороны РФ просит удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В своем заключении помощник прокурора <адрес> Залыгаев А.Е. учитывая, что ответчик Саликова Т.П. в трудовых отношениях с учреждениями, подведомственными Министерству обороны РФ не состоит, военную службу не проходит, не поставлена на учет в качестве нуждающейся, в связи с чем полагает требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав заключение прокурора, возражения ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в число служебных жилых помещений закрытого городка Знаменка-1 включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.

В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе и спорная <адрес> соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) и находится у последнего на балансе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве.

Согласно ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> Московской военного округа, Саликову В.П. и членам его семьи Саликовой Т.П. (жена), Саликову А.В. (сын) была предоставлена квартира по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>).

Согласно свидетельству о расторжении брака серия I-КС брак между Саликовым В.П. и Саликовой Т.П. ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.

Согласно представленной войсковой частью 14272 справки Саликова Т.П. в трудовых отношениях с войсковой частью 14272 не состояла, службу по контракту не проходила.

Согласно копии выписки по лицевому счету Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ , квартира принадлежит нанимателю Саликовой Т.П.

В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» в спорном жилом помещении зарегистрирована Саликова Т.П.

ДД.ММ.ГГГГ исх. ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Отделение (территориальное, <адрес>) в адрес ответчика было направлено уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения в пятидневный срок с даты получения уведомления в связи с утратой прав проживания в служебном жилом помещении, с правом предоставления документов, подтверждающих законность проживания в служебном жилом помещении.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, ст. 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

Согласно положениям ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе в связи с прохождением службы.

Согласно положениям ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением, пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Частью 3 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи и ч. 2 ст. 102 Кодекса.

Частью 5 ст. 100 ЖК РФ установлено, что к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные ч.ч. 2-4 ст. 31, ст. 65 и ч.ч. 3,4 ст. 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Исходя из разъяснений, приведенных в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» - члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч.5 ст.100 и ч.ч.2-4 ст.31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ.

Исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе пенсионеры по старости.

В соответствии с положениями указанного закона невозможность выселения без предоставления другого жилого помещения граждан, проживающих в специализированных жилых помещениях, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, и быть пенсионерами по старости.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.

Исходя из приведенных положений законодательства и ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные ЖК РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае положения ст. 108 ЖК РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие ЖК РФ при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

В судебном заседании установлено, что Саликова Т.П. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости (справка УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением администрации Воронцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Саликовой Т.П. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Саликовой Т.П. на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес> (дата регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> (дата регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, Саликова Т.П. расторгла брак с Саликовым В.П., как член семьи нанимателя Саликова Т.П. самостоятельного права пользования жилым помещением не приобрела; предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ и ст. 108 ЖК РСФСР обстоятельств, препятствующих выселению Саликовой Т.П. без предоставления другого жилого помещения, не имеется, спорное жилое помещение подлежит освобождению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить.

Прекратить право пользования Саликовой Т.П. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить Саликову Т.П. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.С. Тройнова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ М.С. Тройнова

2-90/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Саликова Татьяна Петровна
Другие
Федеральное государственное казанное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения"
Федеральное госудрственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Войсковая часть 14272
прокуратура Знаменского района Тамбовской области
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Судья
Тройнова Мария Сергеевна
Дело на сайте суда
sud4.tmb.sudrf.ru
27.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Подготовка дела (собеседование)
11.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее