Дело №2а-1285/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Казаватова А.А., при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по РД к ФИО1 о взыскании обязательных платежей в сумме 30944,22 руб.,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по РД обратилась в суд с вышеназванным административным иском по тем основаниям что, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а ДД.ММ.ГГГГ прекратила свою деятельность. За время осуществления предпринимательской деятельности должник надлежащим образом не исполнял обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ. На момент снятия с учета недоимка по страховым взносам, а также в Федеральный фонд на обязательное медицинское страхование составляла в размере 30944,22 руб. Ссылаясь на положения ст. 23, 45, 75 Налогового кодекса Российской Федерации просила взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явилась, хотя извещалась о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, заявлений об отложении слушания дела либо о рассмотрении дела без ее участия в суд не представила.
В соответствии со ст. ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В связи с чем, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее по тексту страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировалось Федеральным законом №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», то при рассмотрении административного иска в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ и пеней на них подлежат применению положения указанного Федерального закона.
При рассмотрении административного иска в части требования о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ и пени на них подлежат применению положения главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно требованиям частей 1-2 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Закон о страховых взносах), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Аналогичные положения закреплены статей 57 Конституции Российской Федерации и п.п.1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в случае ее возникновения за отчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ и в порядке, предусмотренном главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации за отчетные периоды, истекшие после ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.п. «б» п.1 и п.2 ст. 5 Закона о страховых взносах, п.2 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Согласно требованиям закона, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве плательщика страховых взносов в установленном законом порядке.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в последующем зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов; прекратила предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
В связи, с чем административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе, в спорные периоды времени до момента прекращения им предпринимательской деятельности.
При этом, в силу ч.1 ст. 16 Закона о страховых взносах, ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты физическим лицам, производится ими самостоятельно.
Согласно частям 2-4 ст. 16 Федерального закона о страховых взносах, ч.2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно ч.5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования; уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В судебном заседании из письменных материалов установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что расчет страховых взносов за спорный период времени произведен, исходя из величины минимального размера оплаты труда; обоснованность такого порядка расчета суммы страховых взносов административным ответчиком не оспаривалась, доказательств наличия оснований для иного порядка расчета не представлено.
В соответствии с ч.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент прекращения деятельности ИП и обязанности уплаты страховых взносов) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: пункт 1 - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса (26%); пункт 2 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (5,1%).
Минимальный размер оплаты труда на начало 2017 года был установлен 7500 руб. (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N164-ФЗ).
С учетом положений ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации в 2017 году:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 23400 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 26% = 23400 руб., где 7500 руб. - минимальный размер оплаты труда на ДД.ММ.ГГГГ, 26% - тариф страхового взноса);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 4590 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 5,1% = 4590 руб., где 7500 руб. - минимальный размер оплаты труда на ДД.ММ.ГГГГ, 5,1% -тариф страхового взноса).
Как следует из письменных материалов дела, пенсионным фондом был произведен расчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ, а налоговым органом за последующий период до момента прекращения предпринимательской деятельности.
Так, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила за 2017 год – 23400,68 руб.; сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила за 2017 год –4590 руб.
Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование произведен в соответствии с требованиями закона, проверен судом, его обоснованность не вызывает сомнений; административным ответчиком данный расчет не оспорен, иной расчет, а также доказательства уплаты страховых взносов не представлены.
Из письменных материалов дела следует, а также не оспаривалось административным ответчиком, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год не были уплачены им добровольно, а также не были взысканы с административного ответчика в принудительном порядке.
В случае неисполнения плательщиком страховых взносов в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов.
В связи, с чем налоговым органом в связи с передачей ему с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по администрированию страховых взносов, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено требование № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 30785,14 руб., пени по страховым взносам в сумме 159,08 руб.
До настоящего времени указанные требования административным ответчиком в полном объеме не исполнены, в связи, с чем у налогового органа имелись основания для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год.
Так, определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-103/2019 по заявлению Межрайонной ИФНС России № по РД о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности был отменен на основании поступивших от нее возражений.
Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, из положений ст.48 НК РФ следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного частью 2, частью 3 статьи 48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу, а поэтому подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен инспекцией до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, налоговому органу в суд необходимо было обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Однако, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога и пени в январе 2019 года, то есть за пределами установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Более того, административный истец не просил суд восстановить ему срок, установленный частью 2 статьи 48 НК РФ для обращения с настоящим иском.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 290, 293 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № по РД к ФИО1 о взыскании обязательных платежей в сумме 30944,22 руб., - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Казаватов