БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-4793/2019
(2-1017/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 30 июля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Скоковой Д.И., Харебиной Г.А.
при секретаре Редкозубовой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронова Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области об обязании произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании произвести доначисление и доплату пенсии с учетом наличия специального стажа работы в районах Крайнего Севера
по апелляционной жалобе Воронова Сергея Васильевича
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 15 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Скоковой Д.И., объяснения истца Воронова С.В. и его представителя Манжула А.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика Новиковой Г.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
С 24 декабря 2014 г. Воронов С.В. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной досрочно в соответствии с п.п. 6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Дело инициировано иском Воронова С.В., который с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области (далее – УПФР в г. Старый Оскол и Старооскольском районе) произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии, начиная с 24 декабря 2014 г., произвести доначисление и доплату пенсии за период с 24 декабря 2014 г. по 31 октября 2018 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что УПФ РФ в г. Старый Оскол и Старооскольском районе на момент досрочного назначения трудовой пенсии по старости неправомерно в полном объеме не учтен период работы Воронова С.В. с 04 июля 2000 г. по 25 сентября 2006 г. в ОАО «Сибкомплектмонтаж» Производственно-строительная фирма «Промстройкомплектмонтаж» как период работы в районах Крайнего Севера.
В суде первой инстанции истец Воронов С.В. и его представитель Манжула А.В. иск поддержали, представитель ответчика Новикова Г.Е. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец просит об отмене постановленного по делу решения по мотиву его незаконности и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции истец Воронов С.В. и его представитель Манжула А.В. жалобу поддержали, представитель ответчика Новикова Г.Е. полагала решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность обжалованного судебного акта по правилам ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, и в той части, в которой решение суда обжалуется, при отсутствии у суда оснований для выхода за пределы доводов, приведенных сторонами, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 декабря 2014 г. истец обратился в УПФ РФ в г. Старый Оскол и Старооскольском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением УПФ РФ в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области от 11 марта 2015 г. Воронову С.В. с 24 декабря 2014 г. досрочно назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На дату назначения пенсии страховой стаж Воронова С.В. составил 33 года 2 месяца 23 дня, стаж работы по Списку № 2 - 11 лет 6 месяцев 2 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 11 месяцев 5 дней.
По состоянию на 24 декабря 2014 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с учетом нетрудоспособного члена семьи, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации, составлял 5213,80 руб.
Воронову С.В. пенсия назначена в сумме 16567,44 руб., в том числе, с учетом вышеуказанного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом нетрудоспособного члена семьи.
После предоставления истцом 22 октября 2018 г. архивной справки ГБУ Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» от 11 октября 2018 г. № С-4343 со ссылкой на первичные документы, учитывая ликвидацию ОАО «Сибкомплектмонтаж» 10 января 2017 г., в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера включен в полном объеме период работы Воронова С.В. в ОАО «Сибкомплектмонтаж» Производственно-строительная фирма «Промстройкомплектмонтаж» с 04 июля 2000 г. по 25 сентября 2006 г. При этом стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 16 лет 11 месяцев 6 дней. Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии произведен с 01 ноября 2018 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральных законов от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», исходил из того, что оценка спорного периода работы истца с 04 июля 2000 г. по 25 сентября 2006 г. была произведена УПФР в г. Старый Оскол и Старооскольском районе на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, дополнительных документов, подтверждающих работу в спорный период на момент обращения за назначением пенсии 24 декабря 2014 г. истцом представлено не было; поскольку с заявлением о перерасчете пенсии истец обратился 22 октября 2018 г., представив архивную справку, подтверждающую стаж работы в районах Крайнего Севера, такой перерасчет произведен с 01 ноября 2018 г. При этом суд указал, что тот факт, что период работы имел место до соответствующего обращения с заявлением о перерасчете пенсии, правового значения не имеет, поскольку он должен быть подтвержден документально.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 312-ФЗ (абз. 1, 2 пп. «а» п. 1 ст. 1) дополнил ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Согласно положениям п. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 г., лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 этой статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой (страховой) пенсии являлось и является в настоящее время наличие у мужчин страхового стажа 25 лет и стажа в районах Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
На дату назначения пенсии истцу с 24 декабря 2014 г. стаж работы в районах Крайнего Севера, подтвержденный в установленном порядке, составил 13 лет 11 месяцев 5 дней, что недостаточно для установления повышенной фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера.
На момент назначения Воронову С.В. пенсии действовал Федеральный закон от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ), которым устанавливались основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, были определены статьей 13 указанного Федерального закона.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. 14 действующего в настоящее время Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, в соответствии с п. 4 которых при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 34 указанных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 данных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п. п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2012 г. № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Воронов С.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 26 июля 1999 г., спорный период его трудовой деятельности имел место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица работодателем ОАО «Сибкомплектмонтаж» Производственно-строительная фирма «Промстройкомплектмонтаж» не предоставлены в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения в отношении как страхового, так и специального стажа Воронова С.В. с 04 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. За период с 01 января 2001 г. по 25 сентября 2006 г. представлены следующие сведения: с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. – работа в районах Крайнего Севера, работа по Списку № 2; с 01 января 2002 г. по 01 февраля 2002 г. – работа в районах Крайнего Севера, работа по списку № 2, с 02 февраля 2002 г. по 31 декабря 2002 г. – работа без указания кодов территориальных условий и особых условий труда; с 01 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. – работа по Списку № 2, работа в районах Крайнего Севера 6 месяцев 9 дней; с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. – работа по Списку № 2, работа в районах Крайнего Севера 7 месяцев 7 дней; с 01 января 2005 г. по 01 сентября 2005 г. – работа в районах Крайнего Севера, работа по Списку № 2, с 02 сентября 2005 г. по 31 декабря 2005 г. – работа по Списку № 2; с 01 января 2006 г. по 04 мая 2006 г. – работа в районах Крайнего Севера, работа по Списку № 2, с 05 мая 2006 г. по 25 сентября 2006 г. – работа по Списку № 2.
В связи с тем, что в трудовой книжке Воронова С.В. отражен период работы в ОАО «Сибкомплектмонтаж» Производственно-строительная фирма «Промстройкомплектмонтаж» с 04 июля 2000 г. по 25 сентября 2006 г., а в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не был отражен период с 04 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г., в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ УПФР в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области 20 ноября 2014 г. был сделан запрос № 07-08/2063 начальнику УПФР в г. Новом Уренгое ЯНАО о дополнении сведений персонифицированного учета застрахованного лица за этот период. Вопреки доводам апелляционной жалобы указанному документу в решении суда дана оценка, искажения его содержания не допущено.
Согласно ответу от 15 января 2015 г. № 153 заместителя начальника УПФР в г. Новом Уренгое ЯНАО на запрос о дополнении (уточнении, корректировке) индивидуального лицевого счета застрахованного лица сообщено, что в адрес руководителя ПСФ ПСКМ неоднократно было отправлено уведомление о предоставлении соответствующих сведений, однако сведения не представлены.
Вопреки доводам истца, приведенным в суде первой и апелляционной инстанции, о данном ответе Воронов С.В. был поставлен в известность, о чем свидетельствует его заявление от 30 января 2015 г., согласно которому истец ознакомлен с тем, что период работы в ООО «ЕВА» с 15 марта 1999 г. по 20 апреля 2000 г. в стаж засчитываться не будет, в связи с тем, что организация в пенсионный фонд отчет не представила, а также просил не учитывать период работы с 04 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г.
Таким образом, доводы истца о том, что при обращении за назначением трудовой пенсии по старости, ему не было разъяснено право на представление дополнительных документов для назначения пенсии, а также не было разъяснено, какие периоды не были учтены при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обоснованно отклонены судом, поскольку опровергаются материалами дела.
Ссылка на обязанность пенсионного органа истребовать сведения из архива также обоснованно не принята во внимание, поскольку на момент обращения за назначением пенсии в 2014 году организация, в которой работал истец в спорный период, являлась действующим юридическим лицом, запрос в данную организацию пенсионными органами направлялся, однако ответ предоставлен не был.
Указание в жалобе на то, что спорный период работы в районах Крайнего Севера подтверждается трудовой книжкой Воронова С.В., несостоятельно, поскольку трудовая книжка содержит данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях, сведения о характере работы, а также о выполнении работы в определенных условиях в трудовой книжке отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы Воронова С.В. о том, что частичное отсутствие сведений персонифицированного учета о периодах его работы в районах Крайнего Севера не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, а также о ненадлежащем контроле пенсионного органа за предоставлением работодателем соответствующих сведений несостоятелен.
Страхователем с 01 января 2001 г. предоставлялась соответствующая отчетность, о чем свидетельствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отраженные в выписке из лицевого счета истца. Тот факт, что в данных сведениях не в полном объеме отражен период работ истца в особых условиях труда, не свидетельствует о ненадлежащем контроле пенсионного органа за предоставлением страхователем данных сведений. Первичные документы, на основании которых страхователем предоставляются указанные сведения, при сдаче отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не предоставляются. Самим истцом в пенсионный орган при обращении с заявлением о назначении пенсии не были представлены какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы, которые подтверждают его работу в спорные периоды в районах Крайнего Севера.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении стажа Воронова С.В. представлялись, иных документов истцом при назначении пенсии представлено не было, период его работы в ОАО «Сибкомплектмонтаж» Производственно-строительная фирма «Промстройкомплектмонтаж» при назначении пенсии с 24 декабря 2014 г. был учтен пенсионным органом по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представленным страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации.
Виду того, что Воронов С.В. только 22 октября 2018 г. представил в пенсионный орган архивную справку ГБУ Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» от 11.10.2018 № С-4343, подтверждающий его работу в районах Крайнего Севера в период с 04 июля 2000 г. по 25 сентября 2006 г., выданную после ликвидации организации, являвшейся работодателем истца в данный период, суд сделал правильный вывод о том, что ответчиком на основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет пенсии Воронову С.В. был правомерно произведен с 01 ноября 2018 г.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было. Руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принял решение по заявленным истцом требованиям. Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 15 марта 2019 г. по делу по иску Воронова Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области об обязании произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании произвести доначисление и доплату пенсии с учетом наличия специального стажа работы в районах Крайнего Севера оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи