Дело № 2а-606/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Матафоновой Е.А.,
с участием представителя административного истца Лескова Э.Ю., действующего на основании доверенности от 30 ноября 2015 г.,
представителя администрации городского поселения «Город Балей» Солдатова Я.С., действующего по доверенности от 1 декабря 2015 г.,
представителя ООО «Коммунальник» Барановой Н.С., действующей по доверенности от 1 декабря 2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 10 декабря 2015 года административное дело по административному иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в г. Балей в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Балей»» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в г. Балей (далее - Роспотребнадзор г. Балей) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании бездействия администрации городского поселения «Город Балей» (далее - администрация города) по выполнению требований санитарных правил, по устранению нарушений санитарного законодательства, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания, незаконным и возложении обязанности на администрацию города совершить определенные действия, мотивируя тем, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю поступило обращение С., проживающей по адресу: <адрес>, на проблему, связанную с водоотведением канализационных стоков и отсутствием очистных сооружений в г. Балее, которое было направлено в Роспотребнадзор г. Балей для рассмотрения. На протяжении ряда лет сброс неочищенных сточных вод осуществляется в карьер, происходит подъем уровня воды в карьере, размывая границы карьера, что является нарушением требований ст. 11, ч. 2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст. З9 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», п.1 ст.10, ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3.2. СанПиН 42-128-4890-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Роспотребнадзором г. Балей были внесены предложения главе муниципального района «Балейский район» К., и.о. руководителя администрации муниципального района «Балейский район» Т., главе городского поселения «Город Балей» М., руководителю администрации городского поселения «Город Балей» З. о выделении средств на строительство очистных сооружений, ускорении процесса проведения экспертизы проекта очистных сооружений, осуществлении надзора за соблюдением санитарного законодательства при водоотведении. Аналогичное обращение от жителей г. Балей уже поступало в Управление в апреле 2014 года. Начальником Роспотребнадзора г.Балей Г. в отношении администрации городского поселения «Город Балей» и общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее -ООО «Коммунальник») были возбуждены дела об административных правонарушениях и проведены административные расследования, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ по ст.8.2 КоАП РФ. В ходе проведения административного расследования выявлено следующее.
Из информации, предоставленной администрацией города следует, что очистные сооружения в г. Балей отсутствуют, сброс сточных вод осуществляется в Балейский карьер, разрешительные документы, подтверждающие размещение сточных вод в городском поселении «Город Балей» отсутствуют. Из информации, представленной ООО «Коммунальник» следует, что согласно акту приема - передачи имущества ООО «Коммунальник» переданы в эксплуатацию 2 насосные станции и канализационные коллекторы. Строительство сооружений для очистки сточных вод, согласно договору аренды ООО «Коммунальник» не предусмотрено. По строительству очистных сооружений администрация муниципального района «Балейский район» сообщает, что в 2014 году проектной организацией был разработан проект строительства очистных сооружений в г. Балей, который был направлен на государственную экспертизу в ГУ «Госэкспертиза Забайкальского края» Министерства территориального развития Забайкальского края. Собственных средств на строительство очистных сооружений в бюджете администрации города нет.
В нарушение требований пп.4 п.14 ФЗ от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 п.п.1 ст.6 Федерального закона РФ от 7 декабря 2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией города не организовано должным образом водоотведение в границах городского поселения. За выявленные нарушения специалистами Роспотребнадзора г. Балей в отношении вышеуказанного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление № 62 от 13 мая 2014 г. по ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму <данные изъяты> рублей. Администрацией города на данное постановление была подана жалоба 21 мая 2014 №1043 в Арбитражный суд Забайкальского края. Решением Арбитражного суда Забайкальского края (дело № от 24 июля 2014 г.) в удовлетворение требований администрации города об отмене постановления от 13 мая 2014 № 62 было отказано. Данное постановление об административном правонарушении вступило в законную силу.
В рамках проведения административного расследования в отношении ООО «Коммунальник» были выявлены нарушения требований ст. 11, п.2 ст.21, ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 №52 -ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст. 39 ФЗ от 10 января 2002 № 7 «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 10, ст. 11 ФЗ от 24 июня 1998 №89 «Об отходах производства и потребления», п.3.2. СанПиН №42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». За выявленные нарушения в отношении ООО «Коммунальник» специалистами Роспотребнадзора г. Балей был составлен протокол по ст. 8.2. КоАП РФ, было вынесено постановление № 63 от 20 мая 2014 г. о наложении штрафа на сумму <данные изъяты> рублей.
В связи со сбросами неочищенных сточных вод создается угроза загрязнения почвы, воздуха, грунта, подземных вод, что может повлечь распространения инфекционных заболеваний.
Административный истец просит признать бездействие администрации города незаконным и обязать ответчика организовать сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов безопасными способами для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания; не проводить сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; оборудовать специальные сооружения для сбора и обезвреживание отходов; при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Определением суда от 12 ноября 2015 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ООО «Коммунальник» и муниципальное унитарное предприятие «Обелиск» (далее - МУП «Обелиск»).
В судебном заседании представитель административного истца Лесков Э.Ю. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске, просил признать бездействие администрации города по выполнению требований санитарных правил, по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, признании нарушений санитарного законодательства противоправными, нарушающими право граждан на благоприятную среду обитания, и возложении обязанности на администрацию города организовать сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов безопасными способами для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания; не проводить сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; оборудовать специальные сооружения для сбора и обезвреживание отходов. Также просит обязать ООО Коммунальник» и МУП «Обелиск» организовать сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов безопасными способами для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания; не проводить сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Представитель администрации города Солдатов Я.С. с административными исковыми требованиями не согласен, просит в удовлетворении административного иска отказать, пояснил, что, поскольку истец требует оборудовать специальные сооружения для сбора и обезвреживания отходов, специальными сооружениями для сбора и обезвреживания отходов являются очистные сооружения. Согласно решению Балейского городского суда Читинской области, вступившему в законную силу 28 апреля 2006 г., администрация города обязана установить очистные сооружения в канализационной сети г. Балея, в отношении администрации возбуждено исполнительное производство №, которое на данный момент не исполнено. Действия по решению проблемы очистки сточных вод администрацией города предпринимаются, а именно, разработана проектная документация по строительству очистных сооружений в г. Балей, которая находится на государственной экспертизе в г. Чите, заказчик муниципальный район «Балейский район». Кроме того, для организации сбора и вывоза отходов создано МУП «Обелиск», которое вывозит твердые бытовые отходы на полигон твердых бытовых отходов.
Представитель ООО «Коммунальник» Баранова Н.С. с административным иском не согласна, просит в его удовлетворении отказать, пояснила, что строительство очистных сооружений является полномочием администрации города, ООО «Коммунальник» арендует имущество администрации города. Поскольку очистных сооружений в г. Балей нет, жидкие отходы сбрасываются в карьер, так как их сбрасывать в городе некуда.
Административный ответчик МУП «Обелиск», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направил своего представителя, о причинах неявки суд не известил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 7 декабря 2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено, что решением Балейского городского суда Забайкальского края от 6 апреля 2006 г. признано незаконным невыполнение администрацией городского округа «Город Балей» обязанности по восстановлению очистных сооружений канализационной сети г. Балей и принято решение о понуждении администрации городского округа «Город Балей» установить очистные сооружения в канализационной сети г. Балей. Решение вступило в законную силу. Исполнительный документ предъявлен к принудительному исполнению. 17 мая 2006 г. в отношении администрации городского округа «Город Балей» возбуждено исполнительное производство №.
В своем решении суд, ссылаясь на Федеральные законы Российской Федерации № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», № 7 -ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», на Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», признал бездействие администрации города незаконным.
Впоследствии была произведена замена стороны исполнительного производства администрации городского округа «Город Балей» на администрацию городского поселения «Город Балей».
До настоящего времени названное решение суда не исполнено.
В связи с обращением граждан г. Балей в 2014 г. в Роспотребнадзор г. Балей по поводу отсутствия очистных сооружений в городе и сброса неочищенных сточных вод в карьер, в связи с чем, происходит подъем уровня воды в карьере, размывая его границы, начальником Роспотребнадзора г.Балей Г. в отношении администрации городского поселения «Город Балей» 21 апреля 2014 г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8,2 КоАП РФ, и проведении административного расследования. По факту выявления правонарушения был составлен протокол об административном правонарушении № 63 от 6 мая 2014 года. По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении начальником Роспотребнадзора г.Балей Г. было принято постановление № 62 от 13 мая 2014 г., которым постановлено признать администрацию города виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Данное постановление администрацией города было обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края, решением которого 24 июля 2014 г. в удовлетворение требований администрации города об отмене постановления от 13 мая 2014 № 62 отказано.
Кроме того, административным истцом в 2010 году направлялись предложения главам муниципального района «Балейский район», администрации городского поселения «Город Балей» по решению вопроса обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Балей, где указывалось о том, что из-за отсутствия очистных сооружений сточные воды сливаются на рельеф местности (п. Отмахово), в Балейском карьере. А также 6 июля 2015 г. Роспотребнадзором г. Балей направлены предложения главам муниципального района «Балейский район» администрации муниципального района «Балейский район», городского поселения «Город Балей», администрации городского поселения «Город Балей» о выделении средств на строительство очистных сооружений, ускорении процесса проведения экспертизы проекта очистных сооружений, осуществлении надзора за соблюдением санитарного законодательства при водоотведении.
16 октября 2015 года административный истец обратился в Балейский городской суд Забайкальского края с административным иском о признании бездействия администрации города по выполнению требований санитарных правил, по устранению нарушений санитарного законодательства, по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания, незаконным и возложении обязанности на администрацию города совершить определенные действия.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 219 КАС РФ также предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
В силу части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Обсуждая в судебном заседании причину пропуска трехмесячного срока обращения в суд с заявлением о признании бездействия администрации города незаконным и понуждении к совершению действий, представитель административного истца пояснил, что указанное выше бездействие администрации города длящееся и пропущен срок в связи с проведением административного расследования по данному факту.
Таким образом, суд делает вывод о том, что Роспотребнадзор г. Балей без уважительных причин пропустил установленный законом трехмесячный срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Балей в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Балей»» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Бирюкова
Решение в окончательной форме составлено 15 декабря 2015 г.