Дело № 2а-5376/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Агаповой Д.А.
с участием представителя административного истца Сечиной Т.С. – Динбагандова Х.Н., представителя административного ответчика комитета тарифного регулирования Волгоградской области Орловой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску Сечиной Т. С. к комитету тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении документов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав
установил:
Сечина Т.С. обратилась в суд с названным административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте комитета тарифного регулирования Волгоградской области (КТР Волгоградской области) создано и направлено обращение с просьбой о предоставлении копий следующих документов: расчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области, выполненный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») и послуживший основанием для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»; копии первичных и иных документов, на основании которых проводились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», полученные от администраций районов Волгоградской области, городов Волгограда и Волжского Волгоградской области. В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту административного истца, а ДД.ММ.ГГГГ в почтовое отделение по месту её жительства от КТР Волгоградской области поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ №...к/281, которым ей отказано в предоставлении запрашиваемых документов со ссылкой на то, что представление неопределенному кругу лиц копий первичных документов не предусмотрено действующим законодательством. Полагает данный отказ незаконным, противоречащим ст.ст. 24, 45, 46, 56 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Считает, что КТР Волгоградской области своим отказом нарушил её права на получение информации о нормативах и тарифах на вывоз отходов, которые значительно выросли с ДД.ММ.ГГГГ и легли финансовым бременем на нее и на членов её семьи. Указанные документы ей необходимы для выбора и привлечения необходимых экспертов и методов проведения экспертиз по определению достоверности данных, послуживших основанием для утверждения нормативов накопления ТКО в Волгоградской области, и для выбора дальнейшего способа защиты её прав, нарушенных повышением платы за вывоз твердых коммунальных отходов.
Просит суд признать незаконным отказ КТР Волгоградской области в предоставлении следующих документов: расчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области, выполненный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») и послуживший основанием для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»; копии первичных и иных документов, на основании которых проводились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», полученные от администраций районов Волгоградской области, городов Волгограда и Волжского Волгоградской области. Обязать административного ответчика предоставить административному истцу копии истребуемых документов в полном объеме.
В судебное заседание административный истец Сечина Т.С. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного истца Сечиной Т.С. – Динбагандов Х.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, приведенным в административном иске.
Представитель административного ответчика КТР Волгоградской области Орлова В.В. в судебном заседании по доводам административного иска возражала. Пояснила, что при подготовке ответа на обращение Сечиной Т.С. допущена техническая ошибка, вместо правильного адреса административного истца: Волгоград, ..., указано: Волгоград, .... Впоследствии, при выявлении ошибки, ответ на обращение направлен на верный адрес. По существу спора показала, что фактически административный истец выражает несогласие с размером установленного тарифа на вывоз ТКО в Волгоградской области, который установлен нормативно-правовым актом - Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21. Законность данного правового акта может быть проверена исключительно в судебном порядке, граждане не вправе осуществлять какую-либо проверку нормативных правовых актов. В силу п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Сечиной Т.С. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте КТР Волгоградской области создано и направлено обращение, согласно которому от администрации Среднеахтубинского муниципального района в её адрес поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ №... о том, что первичные документы, на основании которых администрация Среднеахтубинского муниципального района проводила замеры объемов вывезенных твердых коммунальных отходов в целях расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», в полном объеме переданы в КТР Волгоградской области. В этой связи просила о предоставлении ей копий следующих документов: расчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области, выполненный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») и послуживший основанием для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»; копии первичных и иных документов, на основании которых проводились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», полученные от администраций районов Волгоградской области, городов Волгограда и Волжского Волгоградской области.
В ответ на указанное обращение КТР Волгоградской области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №...к/281, в котором Сечиной Т.С. разъяснен порядок определения нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №.... В части предоставления запрашиваемых документов указано, что порядок размещения (раскрытия) Комитетом информации и сведений регламентирован действующим законодательством. Представление неопределенному кругу лиц копий первичных документов не предусмотрено действующим законодательством. В рамках стандартов раскрытия информации на сайте Комитета размещаются протоколы заседаний коллегии Комитета, в ходе которых утверждаются тарифы и нормативы, в том числе на услугу регионального оператора. По требованиям федерального законодательства региональный оператор также обязан раскрывать информацию об основанных направлениях и итогах деятельности на своем информационном портале.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из рассматриваемого административного иска, копия оспариваемого ответа получена Сечиной Т.С. ДД.ММ.ГГГГ на электронный почтовый ящик и ДД.ММ.ГГГГ в почтовом отделении по месту её жительства. С учетом пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, поскольку данных о получении административным истцом ответа до ДД.ММ.ГГГГ в деле не имеется, а рассматриваемый иск предъявлен ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о соблюдении Сечиной Т.С. установленного законом срока на обращение за судебной защитой.
В силу ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 33 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
На основании п.3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст.9 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Исходя из ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Положения п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, направленные на реализацию конституционных принципов доступности информации, гарантируют инициатору обращения получение исчерпывающих сведений в доступной форме по всем интересующим его вопросам, если доступ к данной информации не ограничен.
Исходя из содержания рассматриваемого административного иска, Сечина Т.С. указывает о нарушении КТР Волгоградской области её права на получение информации о нормативах и тарифах на вывоз отходов, которые выросли с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2.18 Положения о КТР Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п, комитет утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (в том числе нормативы накопления твердых коммунальных отходов).
Приказ КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области» принят компетентным органом государственной власти, характеризуется наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть является нормативным правовым актом. Приказ опубликован в официальном печатном издании «Волгоградская правда», №..., ДД.ММ.ГГГГ, размещен в справочных правовых системах и в сети Интернет на сайте Комитета https://urt.volgograd.ru.
Таким образом, названный нормативный правовой акт в соответствии с требованиями ч.3 ст. 15 Конституции РФ доведен до сведения неопределенного круга лиц, и административный истец имеет возможность непосредственного ознакомления с тарифами на вывоз ТКО.
Что касается предполагаемого административным истцом нарушения КТР Волгоградской области права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими её права, суд учитывает следующее.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Фактическое содержание приведенной конституционной нормы свидетельствует, что осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со ст. 5 того же Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Из системного толкования названных норм права следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Правовое регулирование, осуществляемое Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О).
Суд учитывает, что в рассматриваемом случае Сечина Т.С. просила орган государственной власти Волгоградской области о предоставлении документов, на основании которых разработан и введен в действие нормативный правовой акт - приказ КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области».
Вместе с тем, как обоснованно отмечено в возражениях административного ответчика на иск, права Сечиной Т.С. затрагиваются непосредственно приказом КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., но не документами, материалами, послужившими основаниями для его принятия.
Предоставление указанной в обращении от ДД.ММ.ГГГГ информации направлено на правовую оценку гражданином нормативного правового акта, принятого КТР Волгоградской области в пределах своей компетенции, требует от государственного органа проведения определенной аналитической работы с документами, не связанной с защитой прав и свобод административного истца, вследствие чего в силу приведенной выше нормы п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ запрошенная информация не может быть предоставлена Сечиной Т.С.
По смыслу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
Доводов о том, что Сечина Т.С. в связи с не предоставлением ей первичной документации, на которой основан приказ КТР Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., лишена возможности осуществлять защиту своих прав, в частности путем предъявления административного иска об оспаривании названного приказа, стороной административного истца не приводилось, соответствующих доказательств в ходе рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответ на обращение Сечиной Т.С. дан надлежащим лицом в пределах своей компетенции в предусмотренные законом сроки, содержит необходимые разъяснения по поставленным вопросам, требованиям действующего законодательства не противоречит и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца, в связи с чем оснований для признания оспариваемого ответа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложения на КТР Волгоградской области обязанности по предоставлению Сечиной Т.С. дополнительных документов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Сечиной Т. С. к комитету тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении документов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Дата составления решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...