Гр. дело № 2-3944/2019 21RS0023-01-2019-004402-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., с участием представителя истца помощника прокурора Платонова А.В., представителей ответчика Чернышевой Т.Е., Южмина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
установил:
Заместитель Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке площадью около 1335 кв.м. в 30м. восточнее от цеха сварных узлов ФКУ ИК-1, расположенного по адресу: г------ (------) (с учетом уточнения).
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной дата проверки исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории всей промышленной зоны ФКУ ИК-1 выявлены факты организации несанкционированного складирования отходов производства и потребления, а именно, в разных местах земельного участка в хаотичном порядке складирован строительный, бытовой мусор. Спецпрокуратурой в адрес руководителя исправительного учреждения внесено представление, должное лицо учреждения понесло административную ответственность.
Повторно проведенной дата проверкой установлен факт неустранения ФКУ ИК-1 выявленных в части складирования производственного мусора нарушений, на территории промышленной зоны между зданием механосварочного производства и швейными цехами на земле располагается несанкционированная свалка строительных отходов.
Размещение отходов производства и потребления на земельном участке, не предназначенном для таких целей, приводит к загрязнению и захламлению территории учреждения и окружающего поселения, в результате нарушает права и законные интересы граждан, а также действующее природоохранное законодательство. Дальнейшее бездействие может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, причинению вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Платонов А.В. уточненные требования поддержал, указав, что до настоящего времени нарушения не устранены в полном объеме.
Представители ответчика Чернышева Т.Е., Южмин И.Н. в судебном заседании иск не признали, указав, что несанкционированное место складирования отходов ликвидировано.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Положениями ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что
отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно положений п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Исходя из абз. 2 ст. 3 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу требований п. 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003г., временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03).
В судебном заседании установлено, что владельцем земельного участка площадью около 1335 кв.м. в 30м. восточнее от цеха сварных узлов ФКУ ИК-1, расположенного по адресу: адрес географическими координатами : ------ долготы является Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония ----- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии».
дата. Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований природоохранного и саниитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и в ФКУ ИК-1 выявлены факты организации несанкционированного складирования отходов производства и потребления. На территории промышленной зоны учреждения местами присутствовал бытовой и строительный мусор, слева от производственного цеха и по дороге к нему допускалось складирование производственных отходов в виде кусков переработанной резины, обросшей многолетней травой, по территории промышленной зоны разбросан строительный мусор, образовавший в результате ремонта теплосетей.
В связи с указанными нарушениями Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях дата. в адрес начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ----- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» внесено представление, на основании чего дата. в отношении главного инженера Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ----- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» возбуждено дело об административном правонарушении и последний привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 руб.
По результатам проведенной дата. проверки Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ----- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалистов эксперта Органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии установлено, что нарушения, выявленные ранее не устранены, что подтверждается экспертным заключением от 27.05.2019г. -----.
Достоверных и достаточных доказательств устранения выявленных нарушений в полном объеме ФКУ ИК-1 в судебное заседание не представлено.
Представитель истца данный факт отрицает, указывая, что по результатам выхода на место устранения нарушений в полном объеме нет.
Представленный контракт ----- от дата. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сам по себе устранение нарушения в полном объеме не подтверждает.
При таких обстоятельствах дела суд считает, что именно Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония ----- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии», как владелец земельного участка, на котором им была организована несанкционированная свалка бытовых отходов, таким образом допустившее бездействие, должно организовать ликвидацию последствий загрязнения земельного участка – организовать ликвидацию несанкционированной свалки в полном объеме.
Месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для ликвидации несанкционированной свалки с учетом ее размеров суд находит разумным и достаточным для исполнения настоящего решения суда.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония ----- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» в месячный срок организовать ликвидацию несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, расположенного на земельном участка площадью около 1335 кв.м. в 30 метрах восточнее от цеха сварных узлов по адресу: адрес по географическим координатам: широта - ------
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2019г.
Судья А.В.Порфирьева