|
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.при секретаре Сумкиной С.А.
с участием прокурора Питашук Д.М.
истца Ушаковой М.В.
представителя ответчика Таракановой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Визинга 03 июня 2019 года гражданское дело по иску Ушаковой Марии Владимировны к ИП Крыловой Алле Александровне о восстановлении на работе,установил:
Ушакова М.В. обратилась в суд с иском к ИП Крыловой А.А. о восстановлении на работе в занимаемой должности младшего продавца, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указала, что между сторонами был заключен трудовой договор от 28.05.2018 № 242, место работы являлся магазин «7 марта», расположенный по адресу: с.Визинга, ул.50 лет ВЛКСМ, д.6а. 15.03.2019 в магазин по месту работы приехали представители работодателя и объявили о прекращении деятельности магазина и предоставили документы об увольнении на подпись каждому работнику. При этом предлагали компенсацию в размере 10000 рублей и сумму размера заработной платы за месяц. Она отказалась подписывать документы, т.к. предполагала, что со стороны работодателя нарушаются его права и законные интересы. 21.03.2019 она передала работодателю документы, свидетельствующие о наличии у нее беременности. 04.04.2019 она по почте получила документы о ее увольнении. При этом выплатили заработную плату за отработанный месяц и денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, разовую премию и доплату за переработку. Соглашением о расторжении договора от 25.03.2019, а также приказом об увольнении также не предусмотрены какие-либо выплаты. Ее и работников ранее не предупреждали о предстоящем увольнении в связи с прекращением (ликвидацией) деятельности индивидуального предпринимателя. На момент увольнения и в настоящее время на сайте налогового органа отсутствуют какие-либо записи, свидетельствующие о принятии решения и о прекращении деятельности в качестве ИП Крыловой А.А. Поэтому свое увольнение по п.1 ст.81 ТК РФ считает незаконным, т.к. фактически ответчик не прекратил свою деятельность.
24.05.2019 истец дополнила исковые требования, представив заявление, в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы исходя из установленной величины минимального размера оплаты труда, действовавшего с начала действия трудового договора от 28.05.2018 № 242 на дату разрешения дела по существу, путем начисления дополнительного вознаграждения, выплаченного ей, районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применительно к установленным величинам МРОТ с момента действия договора по 31.12.2018 исходя минимального размера – 11163руб.. с 01 января 2019 года – 11280руб.
Определением суда от 03.06.2019 года исковые требования Ушаковой М.В. к ИП Крыловой А.А. о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, обязании произвести перерасчет заработной платы исходя из установленной величины минимального размера оплаты труда, действовавшего с начала действия трудового договора от 28.05.2018 № 242 на дату разрешения дела по существу, путем начисления дополнительного вознаграждения, выплаченного ей, районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применительно к установленным величинам МРОТ с момента действия договора по 31.12.2018 исходя минимального размера – 11163руб., с 01 января 2019 года – 11280руб. выделены в отдельное производство.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
ИП Крылова в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержав доводы, изложенные в отзыве. Дополнительно указала, что в настоящее время ответчик осуществляет деятельность в 4-х магазинах (в Сыктывкаре и Усть-Куломе). Заявление о прекращении деятельности в налоговый орган не подано пока.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, заслушав заключение прокурора, полагавший необходимым удовлетворить иск Ушаковой М.В. о восстановлении на работе, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Ушакова А.А. состояла с 01.06.2018 года в трудовых отношениях с ИП Крыловой А.А. в должности продавца-консультанта непродовольственных товаров в магазине сети под торговой маркой «7 Марта», расположенном в с.Визинга Республики Коми (л.д.41).
04 марта 2019 года ИП Крыловой А.А. было принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и расторжении трудовых договоров с работниками в связи с прекращением деятельности в качестве ИП в срок до 31.05.2019 года включительно (л.д.43).
25.03.2019 года ИП Крыловой А.А. было подготовлено и передано на согласование Ушаковой М.В. соглашение о расторжении трудового договора № 242 от 28.05.2018 в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ 25 марта 2019 года (л.д.47). Указанное соглашение истица не подписала.
Приказом № 28-к от 25.03.2019 года Ушакова М.В. была уволена 25.03.2019 года по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ (ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем) (л.д.42).
Не согласившись с данным увольнением, Ушакова М.В. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе.
Согласно части 1 статьи 20 Трудового кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работником, в силу части 2 статьи 20 Трудового кодекса РФ, является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (часть 4 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу части 5 статьи 20 Трудового кодекса РФ, к работодателям - физическим лицам относятся в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункты 1, 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ).
Регулирование труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, имеет особенности, установленные главой 48 Трудового кодекса РФ.
По смыслу части 2 статьи 303 Трудового кодекса РФ, в письменный договор, заключаемый работником с работодателем - физическим лицом, в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и работодателя.
Согласно части 2 статьи 307 Трудового кодекса РФ сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.
Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовым кодексом Российской Федерации установлено различное правовое регулирование труда работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и работников, работающих у работодателей - организаций.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 (ред. от 24 ноября 2015 года) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации"), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.
Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса, в частности, когда прекращается деятельность индивидуальным предпринимателем на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (пункт 1 статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности.
Обстоятельства действительности прекращения деятельности должны быть доказаны суду индивидуальным предпринимателем (ответчиком).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22.3 данного Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов.
Как указано в ч. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ответчиком представлены доказательства тому, что ею прекращена предпринимательская деятельность в определенном месте с.Визинга, ул.50 лет ВЛКСМ, д.6а (л.д.66-67).
Судом установлено, что на день увольнения истца и в настоящее время ИП Крылова А.А. осуществляет розничную торговлю через торговую сеть «7 марта». Как пояснил представитель ответчика, на сегодняшний день работают 4 магазина в Сыктывкаре и с.Усть-Кулом.
Доказательств тому, что Крылова А.А., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя в г.Сыктывкаре, прекратила деятельность как индивидуальный предприниматель, ответчик суду не представил. Прекращение деятельности в с.Визинга, где работала истица, не может расцениваться как прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
Более того, в решении № 1 от 04.03.2019 о прекращении деятельности в качестве ИП указано на то, что трудовые договора с работниками расторгнуть в срок до 31.05.2019 включительно. Однако на день вынесения решения суда ответчик продолжает осуществлять розничную торговлю через торговую сеть «7 марта».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств наличия оснований для увольнения истца по вышеуказанной норме закона на момент вынесения приказа о прекращении трудовых отношений.
Поскольку увольнение Ушаковой М.В. по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ было произведено ответчиком с нарушением закона, трудовые права истца подлежат восстановлению, т.е. Ушакову М.В. следует восстановить на работе у ИП Крыловой А.А. в должности продавца-консультанта непродовольственных товаров с 26.03.2019 года.
В силу ст.211 ГПК РФ решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО МР «Сысольский» в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ушаковой Марии Владимировны удовлетворить.
Восстановить Ушакову Марию Владимировну на работе у индивидуального предпринимателя Крыловой Аллы Александровны в должности продавца-консультанта непродовольственных товаров с 26 марта 2019 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Крыловой Аллы Александровны госпошлину в доход бюджета МО МР «Сысольский» в размере 300 рублей.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 04.06.2019