185910, г. Петрозаводск, ул. Красная, 33 Дело №5-126/2019-8
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 марта 2019 года г.Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Релакс-Центр», (далее – ООО «Релакс-Центр», Общество, привлекаемое лицо), <данные изъяты>
установил:
17 декабря 2018 года по адресу: <адрес> выявлено, что в помещениях ДК «Машиностроитель», принадлежащих ООО «Релакс-Центр», не обеспечено выполнение профилактических инженерно-технических мероприятий по защите от грызунов, предусмотренных п.3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», а именно: на 1 этаже - нижняя часть входных дверей запасного выхода у гримерной №117 не устойчива к повреждению грызунами (двери деревянные), двери не оборудованы доводчиком; в кабинете №103 не герметизировано место прохода труб в потолке; в подвальном помещении - в женском санузле не герметизировано место прохода труб в стене, в помещении управления пожарным занавесом имеется отверстие на стыке потолка и стены.
В судебном заседании законный представитель ООО «Релакс-Центр» Галкин А.П. с инкриминируемым обществу правонарушением согласился, пояснил, что все выявленные недостатки были устранены, полагал допущенное правонарушение малозначительным.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК Васильева Е.А. поддержала выводы, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, просила назначить Обществу наказание в виде штрафа.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Релакс-Центр» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его вины в совершении административного правонарушения по следующим основаниям.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения или распространения заболевания.
Обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства закреплена в том, числе за юридическим лицами (ст.11 Закона).
В соответствии с требованиями п.1 ст.24 вышеназванного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего закона (п.3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
Обязанность по обеспечению регулярного обследования и оценки состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния, проведение дератизационных мероприятий в жилых зданиях и на прилегающей к ним территории возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установлена п. 3.3 СП 3.5.3.3223-14«Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Согласно п. 3.7 СП 3.5.3.3223-14 профилактические мероприятия по защите объекта от грызунов подразделяются на инженерно-технические, санитарно-гигиенические и агролесотехнические.
В соответствии с п.3.8 СП 3.5.3.3223-14 инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают, в том числе: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами.
На основании п.3.17 СП 3.5.3.3223-14 контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляют на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания. Основными показателями эффективности истребительных работ являются: в зданиях и строениях - процент площади, освобожденной от грызунов в данном месяце; на незастроенных территориях населенного пункта - процент смертности грызунов в результате обработок (снижение численности на 80% и более).
Пункт 3.18 СП 3.5.3.3223-14устанавливает критерии эффективности проведенных дератизационных работ. Эффективной считается дератизация, обеспечивающая отсутствие грызунов на объекте в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий; снижение численности грызунов на территории населенного пункта до 3% попаданий грызунов в течение суток в установленные ловушки.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что 13 декабря 2018 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в рамках которого 17.12.2018 осуществлен осмотр помещений ДК «Машиностроитель» по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 11, расположенных на первом этаже и в подвальном помещении, а также проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза с целью проверки санитарно-технического состояния помещений объекта, а также прилегающей территории.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила информация о наличии в зрительном зале ДК «Машиностроитель» грызунов (публикация ГТРК «Карелия» о выступлении 22.11.2018 г. зале ДК «Машиностроитель» Д. Рубиной).
В ходе осмотра принадлежащих Обществу помещений и территорий, проведенного 17 декабря 2018 года с 10:00 час. до 12:30 час. установлено, что на 1 этаже - нижняя часть входных дверей запасного выхода у гримерной №117 не устойчива к повреждению грызунами (двери деревянные), двери не оборудованы доводчиком; в кабинете №103 не герметизировано место прохода труб в потолке; в подвальном помещении - в женском санузле не герметизировано место прохода труб в стене, в помещении управления пожарным занавесом имеется отверстие на стыке потолка и стены.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» от 21.12.2018 №2519-г/1, по результатам обследования помещений и прилегающей территории ДК «Машиностроитель», по адресу: <адрес>, выявлено наличие грызунов на территории, прилегающей к контейнерной площадке, профилактические мероприятия по защите объекта от грызунов не выполнены, чем нарушены требования пунктов 3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Указанные обстоятельства и вина ООО «Релакс-Центр» в совершении административного правонарушения, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.01.2019г., который существенных недостатков не имеет и соответствует требованиям ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий от 17.12.2018г. с фототаблицей, актом санитарно-эпидемиологического обследования объекта от 17.12.2018г., экспертным заключением №2519-г/1 от 21.12.2018г., публикацией в ГТРК «Карелия».
Вышеуказанные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ООО «Релакс-Центр» в совершении административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Релакс-Центр» в совершении административного правонарушения, квалифицирует его действия по ст.6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Из заключенного договора на проведение работ по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) от 01.01.2018 усматривается, что ООО «Центр Дезинфекции» обязался предоставлять ООО «Релакс-Центр» услуги по дезинфекции (дератизации, дезинсекции), качество которых соответствует требованиям действующих нормативных правил, а ООО «Релакс-Центр» в свою очередь обязался назначить ответственное по данному договору лицо, которое отвечает за санитарное состояние помещений, мусорокамер, санитарную очистку территории, обеспечивает сопровождение при обследованиях и обработках, и заверение их результатов подписью и печатью организации (п.3.1).
Кроме того 23.08.2018 между ООО «Релакс-Центр» (заказчик) и ООО «САНОБРАБОТКА» (исполнитель) был заключен договор на проведение работ по дератизации объекта по адресу: г. <адрес> площадка ТБО.
ООО «Релакс-Центр» имело возможность в рамках заключенных договоров провести профилактические инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов, осуществлять контроль за качеством выполняемых работ по дератизации и дезинсекции.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, исключающих ответственность юридического лица, в том числе ввиду малозначительности содеянного, не установлено.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает признание вины, отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При определении вида и размера административного наказания, судьей принимается во внимание характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, данные о привлекаемом лице, его имущественное и финансовое положение, принятые меры по устранению выявленных нарушений.
Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу указанных норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушения, санкция которых не предусматривает наказание в виде предупреждения, может быть освобождено от наказания в виде административного штрафа с заменой данного вида наказания на предупреждение, если данное лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, является его руководителем или работником.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека, среды его обитания.
Следовательно, выявленные в деятельности общества недостатки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и создают угрозу здоровью людей.
Исходя из вышеизложенного, оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания Обществу в виде предупреждения, не имеется.
С учетом характера правонарушения и иных, влияющих на меру ответственности обстоятельств, судья считает возможным применить административное наказание в виде административного штрафа.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не усматриваю.
Руководствуясь ст.6.4, ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Релакс-Центр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск, получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия л/с 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, КБК 1411162000016000140, код ОКТМО 86701000, БИК 048602001, наименование платежа: Штраф по постановлению № 5-126/2018 от 21.03.2019г.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А.Сааринен