Гр.дело № 2(1)-57/2018
Решение
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Макуровой М.Н.,
при секретаре Башкевич Е.И.,
с участием истца Кудряшовой Екатерины Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшовой Екатерины Александровны к администрации муниципального образования «Бугурусланский район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Кудряшова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Бугурусланский район», указывая на то, что относится к категории детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, достигла возраста 18 лет, окончила соответствующее образовательное учреждение. В связи с этим имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Считает, что ответчик обязан предоставить благоустроенное жилое помещение на основании Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лицу из числа детей-сирот. Просила обязать администрацию муниципального образования «Бугурусланский район» предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании истец Кудряшова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Бугурусланский район», представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция о правах ребенка прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего. Данная обязанность возлагается на государство.
Одним из принципов, закрепленных, в Конвенции о правах ребенка гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Часть 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений.
До 01 января 2013 года действовал п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, который гарантировал предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилья вне очереди по договорам социального найма.
С 01 января 2013 года пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ утратил силу.
Одновременно с этим, с 01 января 2013 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Данные гарантии распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Указанным выше лицам в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет, после предоставления жилого помещения указанные лица исключаются из списка.
Согласно ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела видно, что Кудряшова Е.А. (<данные изъяты>. – до заключения брака), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители: ФИО1, ФИО2, лишены родительских прав на основании решения Бугурусланского районного суда от 30 августа 2011 года.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Бугурусланский район» № 169-п от 01 апреля 2014 года, <данные изъяты>. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Из имеющейся в материалах дела копии диплома видно, что Кудряшова Е.А окончила ГАПОУ «<данные изъяты>» г. Бугуруслан Оренбургской области.
Из уведомления № 56/000/020/2017-9022 от 27 декабря 2017 года, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии прав Кудряшовой (<данные изъяты>) Е.А. на объекты недвижимого имущества.
Согласно сообщениям Бугурусланского филиала ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 01 октября 2013 года за Фероновой Е.А. домовладения в г.Бугуруслане и Бугурусланском районе не значится.
С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, суд пришел к выводу, что Кудряшова Е.А. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имела право на внеочередное получение жилья по договору социального найма в соответствии с действовавшим до 01 января 2013 года п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жильем не обеспечена.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ч.2 данной статьи указано, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статьей 5 того же Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Оренбургской области урегулированы Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 г. N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В соответствии со ст.2 вышеуказанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в Список при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Заявление о включении детей в Список подается в орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования).
Часть 2, п. 4 ч.3 ст.2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. № 1853/389 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» (с изменениями от 27 февраля 2013 года), предусматривает, что органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
Поэтому исковые требования Кудряшовой Е.А. о возложении на администрацию муниципального образования «Бугурусланский район» обязанности по предоставлению за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, выделенных на эти цели по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2018 ░░░░.