Решение по делу № 2а-418/2019 от 26.11.2019

дело №2а-418/2019

УИД 62RS0017-01-2019-000489-12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Новомичуринск                                                                         11 декабря 2019 года

Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой О.Н.,

при секретаре Копейкиной М.А.,

с участием представителя административного истца Дамаевой О.П.,

административного ответчика - представителя администрации МО - Мамоновское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установления границ земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установления границ земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет, мотивируя тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения административным ответчиком земельного законодательства, а также законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших. В ходе проверки установлено, что в населённом пункте <адрес> имеется кладбище, расположенное на земельном участке, государственная собственность которого не разграничена. При этом, границы земельного участка, используемые в качестве кладбища, не установлены и он не поставлен на кадастровый учёт. Непринятие мер к постановке на кадастровый учёт земельного участка, занятого гражданским захоронением на территории <данные изъяты> нарушает права жителей поселения на организацию и благоустройство территории указанного кладбища, достойное отношение после погребения. Вследствие осуществления захоронений умерших на территории в отсутствие установленных границ нарушаются санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. Бездействие администрации <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг на территории сельского поселения и постановке на кадастровый учёт земельного участка, занятого гражданскими захоронениями, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения и нарушение прав неопределенного круга лиц. Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты>, выразившееся в невыполнении требования земельного законодательства в части установления границ земельного участка, используемого в качестве кладбища, расположенного в населённом пункте в <адрес>, и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет; обязать администрацию <данные изъяты> установить границы земельного участка, используемого для размещения кладбища, расположенного в населённом пункте в <адрес>, и поставить данный земельный участок на кадастровый учет; установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец - представитель прокуратуры Пронского района Рязанской области Дамаева О.П. административные исковые требования поддержала в полном объёме, по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик - представитель администрации <данные изъяты> ФИО3 исковые требования признал частично, полагая, что администрация не обязана оказывать услуги. При этом пояснил, что ввиду отсутствия денежных средств межевание земельного участка под кладбищем в <адрес> не проведено, и на кадастровый учет он не поставлен.

Заинтересованное лицо - представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, причины неявки неизвестны.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 года №87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.

Статьями 15 и 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения согласно ст.16 указанного Федерального закона «О погребении и похоронном деле» осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст.27 Земельного Кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом РФ. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, занятые объектами гражданского захоронения, являются изъятыми из оборота.

В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального Закона от 13.07.205 года №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица или граждане.

Исходя из анализа указанных норм, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи.

В судебном заседании установлено, что ст.30 Устава муниципального образования - <данные изъяты> предусмотрены полномочия администрации <данные изъяты> по решению вопросов местного значения - организации ритуальных услуг в соответствии с Положением о порядке организации ритуальных услуг на территории поселения, утверждённым Советом депутатов, и содержанию мест захоронения, что подтверждается копией Устава.

Прокуратурой Пронского района Рязанской области по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, а также законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших. В ходе проверки, проведенной 05.07.2019 года, установлено, что в населенном пункте <адрес> имеется кладбище, которое расположено на земельном участке, государственная собственность которого не разграничена. При этом границы земельного участка, используемого в качестве кладбища, не установлены, указанный земельный участок на кадастровый учёт не поставлен.

Судом также установлено, что непринятие мер к постановке на кадастровый учёт земельного участка, занятого гражданским захоронением на территории <данные изъяты> нарушает права жителей поселения на организацию и благоустройство территории указанного кладбища, достойное отношение после погребения. Вследствие осуществления захоронений умерших на территории в отсутствие установленных границ нарушаются санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.         

Указанные обстоятельства по делу подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно распечаткой публичной кадастровой карты с официального сайта интернет-ресурса http://rosreestr/ru, уведомлением ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области №КУВИ -001/2019-25890802 от 23.10.2019 года, и сообщением администрации <данные изъяты> от 01.07.2019 года в прокуратуру Пронского района Рязанской области и не оспорены стороной административного ответчика.

На основании ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.11.2011 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п.3 ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 13 и 18 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

На основании ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п.7 ч.2 ст.14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Согласно ч.8 ст.22 указанного выше Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается в ходе проведения кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учёте без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом в соответствии с ч.14 ст.41 указанного Федерального закона осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

Из вышеизложенного следует, что осуществление органом местного самоуправления <данные изъяты> полномочий по надлежащему содержанию мест захоронения не представляется возможным без определения границ земельного участка, на котором размещены данные места захоронения, посредством межевания и постановки на кадастровый учёт соответствующего земельного участка. Утверждение схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учёт, который может быть реализован органом местного самоуправления <данные изъяты> посредством обращения в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Таким образом, в судебном заседании установлено наличие у административного ответчика прямой обязанности по установлению границ спорного земельного участка, на котором расположено место погребения тел умерших, и постановке данного земельного участка на кадастровый учёт, а также незаконность бездействия административного ответчика, выразившаяся в неисполнении данной обязанности, препятствующая осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Данным бездействием административного ответчика создается угроза нарушения санитарных, экологических и гигиенических требований к размещению мест захоронения: приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища (места захоронения тел умерших) в нарушение установленного для его размещения предельного размера земельного участка, отсутствию возможности установления границ санитарно-защитных зон, тем самым возможности нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия при осуществлении захоронений умерших.

Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений прав граждан, согласно ст.12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установления границ земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает, заявленный административным истцом срок - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты>, выразившееся в невыполнении требования земельного законодательства в части установления границ земельного участка, используемого в качестве кладбища, расположенного в населенном пункте <адрес> и постановке указанного земельного участка на кадастровый учёт.

Обязать администрацию <данные изъяты>, установить границы земельного участка, используемого для размещения кладбища, расположенного в населенном пункте <адрес>, и поставить указанный земельный участок на кадастровый учёт.

Установить администрации <данные изъяты> срок для исполнения судебного решения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -                                                      О.Н. Дмитриева

2а-418/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Пронского района
Ответчики
Администрация МО-Мамоновское сельское поселение
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области
Суд
Пронский районный суд Рязанской области
Судья
Дмитриева Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
pronsky.riz.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация административного искового заявления
26.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020Дело оформлено
15.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее