Дело № 2-319/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
03 июня 2019 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
с участием истца Болдырева А.А., его представителя – адвоката Шестакова Ю.Ф., действующего на основании ордера, третьего лица Болдыревой Т.Б., представителя ответчика по доверенности Орловой А.Н., при секретаре Баландиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева Александра Алексеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата по категории – граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Болдырев А.А., с учетом уточнения предмета иска, обратился в суд с требованиями к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата по категории – граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, на состав семьи 4 человека, возложении обязанности восстановления в очереди с даты постановки на учет в порядке прежней очередности для проведения в установленном порядке мер по выделению государственного жилищного сертификата. В обоснование требований истец указал, что с 13.02.1983 года проживает по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение ему и членам его семьи было предоставлено установленным порядком как работнику войсковой части № Основанием на вселение послужил ордер № от 09.03.1983 года. До настоящего времени он проживает по указанному адресу и находится в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ. Как указал истец, по семейным обстоятельствам в период с 15.07.1993 года по 14.12.2007 года он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> При этом фактически местом его жительства был закрытый военный городок, так как он сохранял право пользования жилым помещением по адресу <адрес> В указанном жилом помещении проживала его семья, находились его вещи, они вели общее хозяйство. Истец указал, что после того как вселился в указанное жилое помещение в 1983 году, так и фактически проживает в нем по настоящее время. В 2007 году он вновь зарегистрировался по месту своего фактического проживания установленным порядком. С исковым заявлением о признании его утратившим право пользования жилым помещением в <адрес> никто из заинтересованных лиц не обращался, наоборот, в 2007 году уполномоченный орган МО РФ, в лице командира войсковой части, выдал разрешение на регистрацию его по месту жительства в <адрес> Истец указал, что необходимость в подтверждении факта постоянного и непрерывного проживания в закрытом военном городке возникла у него в связи с письмом начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 30.10.2018 г. о том, что он и члены его семьи исключены из реестра очередников на получение государственного жилищного сертификата в связи с тем, что регистрация по месту жительства в закрытом военном городке с 1993 по 2007 годы отсутствует.
Истец указал, что на основании ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При этом истец считал, что в совокупности с трудовым стажем в военном ведомстве более 30 лет на 01.03.2005 года, установление факта постоянного проживания на территории закрытого военного городка <адрес> с 1983 года по настоящее время дает ему право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.
В судебном заседании истец требования поддержал, просил иск удовлетворить на основании вышеизложенного. Дополнительно пояснил, что регистрация по адресу: <адрес> была необходима ему для получения лечения в медицинском учреждении по месту регистрации.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал и просил удовлетворить.
Третье лицо Болдырева Т.Б. считала заявленные требования обоснованными и просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснив о том, что Болдырев А.А. снялся с регистрационного учета в закрытом военном городке в 1993 году, имел регистрацию по адресу: <адрес> до 2007г. При этом истец был собственником указанного жилого помещения и нанимателем служебного жилого помещения в закрытом военном городке являться не мог. В период с 1993 года по 2007 год служебное жилое помещение в закрытом военном городке удерживали члены семьи истца. Сам истец вновь зарегистрирован в служебном жилом помещении в 2007 году. Поскольку на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ истец не являлся нанимателем служебного жилого помещения, а сам по себе факт проживания в закрытом военном городке не является основанием для обеспечения истца и членов его семьи жилым помещением от Министерства обороны РФ, представитель ответчика считала принятое решение о снятии истца и членов его семьи с учёта законным и просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, допросив свидетелей ФИО16 Н.В, ФИО17 В.И., пояснивших о проживании истца в спорный период времени в закрытом военном городке, суд установил.
Истец Болдырев А.А. с 05.01.1983г. работал в войсковой части № (ранее войсковая часть №) на различных должностях, продолжает работать в настоящее время. Войсковая часть № расположена на территории закрытого военного городка <адрес>
На основании ордера № от 09.03.1983г. Болдыреву А.А. на состав семьи 4 человека, включая супругу ФИО7, сына ФИО8, дочь ФИО11 выделено служебное жилое помещение по адресу: г<адрес>
В указанном служебном жилом помещении истец был зарегистрирован в качестве нанимателя с 13.02.1983г. по 14.07.1993г., вновь зарегистрирован с 15.12.2007г.
В период времени с 15.07.1993г. по 06.12.2007г. истец был зарегистрирован в жилом помещение по адресу: <адрес> принадлежавшем истцу на основании договора на передачу квартиры в собственность от 24.12.1993 г. Данное жилое помещение по договору дарения от 31.03.2004 г. истец безвозмездно передал своей дочери ФИО11
Материалами учетного дела истца доказано, что Болдырев А.А. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», составом семьи 4 человека, с датой постановки на учет 11.04.2012 г.
Уведомлением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 30.01.2019 г. Болдыреву А.А. сообщено, что он и члены его семьи исключены из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Жилое помещение, в котором проживает истец и члены его семьи, находится на территории закрытого военного городка Хабаровск-47, включенного в перечень закрытых военных городков распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 №752-р.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Такое основание было определено и действовавшим на момент постановки истца на учёт приказом Минобороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Минобороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ".
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификата, удостоверяющего право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков, ввиду утраты связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Как установлено судом, истец зарегистрирован по месту жительства в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка. Служебная квартира была предоставлена Болдыреву А.А., как гражданскому персоналу Министерства обороны РФ, в связи с трудовыми отношениями.
В служебной квартире в закрытом военном городке по
адресу: Хабаровский край, г<адрес> истец имел постоянную регистрацию по месту жительства с 13.02.1983 г. по 14.07.1993 г. и в добровольном порядке снялся с регистрационного учета. Вновь зарегистрирован в служебном жилом помещении с 15.12.2007 г., договор найма служебного жилого помещения с истцом не оформлен.
На момент снятия истца с регистрационного учета в закрытом военном городке в 1993 году действовал Жилищный кодекс РСФСР.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохранялось жилое помещение в течение шести месяцев.
Согласно части 2 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: призыва на военную службу - в течение всего времени прохождения военной службы по призыву; поступления на военную службу по контракту - в течение первых пяти лет прохождения военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования); временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и т.п.), в связи с командировкой за границу либо с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) - в течение всего времени выполнения данной работы или обучения; выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна (попечителя) - в течение всего времени выполнения этих обязанностей;5) выезда для лечения в лечебно-профилактическом учреждении - в течение всего времени пребывания в нем; помещения в лечебно-трудовой профилакторий - в течение всего времени нахождения в нем; заключения под стражу - в течение всего времени нахождения под следствием или судом; осуждения к лишению свободы - в течение всего срока отбывания наказания.
Суду не предоставлено доказательств того, что с момента снятия с регистрационного учета в служебном жилом помещении истец отсутствовал в нём по одному из вышеуказанных обстоятельств.
При этом суд отмечает, что право граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться и выбирать место жительства гарантировано Конституцией Российской Федерации и является непосредственно действующим. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Это конституционное право в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного, учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. 26.06.1998 во исполнение Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" было принято постановление Правительства Российской Федерации N 655, утвердившее Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Указанные нормативные документы установили правовой статус закрытого административно-территориального образования, определили меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права, а также установили порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования воинских частей и объектов Министерства обороны Российской Федерации. Согласно положениям, закрепленным указанными нормативными документами, особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов включает ограничение на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. В статье 20 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, указан перечень граждан, которым разрешается въезд на территорию закрытого образования для постоянного проживания. Это лица, заключившие трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования; военнослужащие, проходящие службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования; сотрудники органов внутренних дел, обеспечивающие охрану правопорядка и противопожарную безопасность на территории закрытого образования; члены семей и родственники указанных граждан; лица, постоянно проживающие в населенных пунктах, входящих в состав закрытого образования. Согласно ст. 22 указанного Положения может разрешаться въезд граждан для воссоединения семей при наличии близких родственников, постоянно проживающих на территории закрытого образования.
В этой связи доводы стороны истца том, что факт проживания в закрытом военном городке подтверждается тем, что в закрытый военный городок пропускаются только те лица, которые в нем проживают, нельзя признать состоятельными.
При этом, как установлено судом, с 24.12.1993 г. по 01.04.2004 г. истец являлся собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 42,70 кв.м., где и был зарегистрирован по 06.12.2007 г.
С 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5 названного федерального закона, далее - Вводный закон).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Применительно п.43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, являющиеся малоимущими.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Между тем документы, подтверждающие право Болдырева А.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, истцом не представлены, малоимущим истец в установленном законом порядке не признан. На момент введения в действие Жилищного кодекса РФ истец не являлся нанимателем служебного жилого помещения в закрытом военном городке.
Как ранее указывал суд, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилищного сертификата по данному
основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В данном случае истцом не представлено доказательств того, что в отношении него инициирована процедура переселения из закрытого военного городка.
Сам по себе факт проживания истца в закрытом военном городке не
является самостоятельным основанием для предоставления государственного
жилищного сертификата.
В силу пп. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных
жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие, гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил.
Поскольку истец Болдырев А.А. не утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, до настоящего времени работает в войсковой части, сохраняет право пользования служебным жилым помещением, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ истец не являлся нанимателем служебного жилого помещения в закрытом военном городке, то ФГКУ «Востокрегионжилье» обоснованно исключило Болдырева А.А. из числа участников указанной выше подпрограммы.
Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд пришел к выводу, что обязательства по обеспечению истца жилым помещением у Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется, что не лишает истца права на обращение по вопросу обеспечения жильем в органы местного самоуправления в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Болдырева Александра Алексеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное территориальное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата по категории – граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть с 18 июня 2019 года.
Судья /С.И. Наконечный/