№ 2а-4814/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Б.,
при секретаре Ким Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Алексееву Андрею Степановичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным иском к Алексееву А.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и пени, указав, что административный ответчик имеет в собственности недвижимое имущество: 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № На основании статей 400, 401 НК РФ налогоплательщику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2012-2014 года в сумме 581 рубль 91 копейка, за 2015 год в сумме 222 рубля. Согласно данным, представленным ГИБДД, административный ответчик являлся собственником транспортных средств <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, следовательно, в силу закона является плательщиком транспортного налога. Уплата транспортного налога в соответствии с положениями НК РФ производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Инспекцией на основании ст.ст. 356, 359, 362 НК РФ, ст. 6 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 года №322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» Алексееву А.С. исчислен транспортный налог за 2014 – 2016 года в сумме 18543 рубля.
В порядке ст. 52 НК РФ почтовыми отправлениями Налогоплательщику направлены налоговые уведомления от 06.08.2017 года № от 18.05.2015 года №, от 06.08.2016 года №, в которых отражен расчет исчисленного транспортного налога и налога на имущество. В установленный законодательством о налогах и сборах срок исчисленные Инспекцией суммы налога Алексеевым А.С. не уплачены.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, которая составляет: по транспортному налогу за 2014-2016 года – 2920 рублей 23 копейки, 231 рубль 75 копеек – по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года, 60 рублей 07 копеек – по налогу на имущество физических лиц за 2015 год.
В связи с имеющейся задолженностью ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в адрес Алексеева А.С. были направлены требования №, №, № о необходимости произвести уплату транспортного налога, налога на имущество и пени.
В связи с неуплатой налога и пени в установленный срок, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени, который был вынесен мировым судьей 11 марта 2018 года, но впоследствии отменен.
Ссылаясь на то, что собственники транспортных средств и недвижимого имущества обязаны производить уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, просил суд взыскать с Алексеева А.С. задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме 22558 рублей 00 копеек.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил административные исковые требования, согласно которым в порядке ст.52 НК РФ почтовым отправлением Алексееву А.С. направлено налоговое уведомление 26.08.2017 год №, в котором отражен расчет исчисленного налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 258 рублей. В установленный законодательством о налогах и сборах срок исчисленные Инспекцией суммы налогов налогоплательщиком не уплачены. В соответствии со ст.75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, которая составляет за 2016 год 40 рублей 63 копейки. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год, Инспекцией почтовым отправлением в адрес Алексеева А.С. на основании ст.ст.69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №. Просит взыскать с Алексеева А.С. задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и сумму соответствующих пеней в размере 22857 рублей 59 копеек, из которых: транспортный налог за 2014-2016 года – 18543 рубля, пеня за 2014-2016 года – 2920 рублей 23 копейки, налог на имущество физических лиц за 2012-2014 года – 581 рубль 91 копейку, пеню за 2012-2014 года – 231 рубль 75 копеек, налог на имущество физических лиц за 2015 год – 222 рубля, пеня за 2015 год – 60 рублей 07 копеек, налог на имущество физических лиц за 2016 год – 258 рублей, пеня за 2016 год – 40 рублей 63 копейки.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель административного истца Рахубовская Л.В., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном иске, и просила иск удовлетворить.
Административный ответчик Алексеев А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Алексеева Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по причине пропуска административным истцом процессуального срока для обращения с административным исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена главной 28 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (ст.361 НК РФ).
Законом Оренбургской области от 16.11.2002 г № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно установлена в размере 25,0 рублей с каждой лошадиной силы, а для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л. с. (до 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно установлена в размере 40,0 рублей с каждой лошадиной силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).
Пункт 3 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса.
Судом установлено, что Алексеев А.С. в 2014-2016 годах являлся собственником транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>
В связи с вышеуказанными положениями закона Алексееву А.С. начислен транспортный налог за 2014 -2016 гг. в сумме 18543 рубля, что подтверждается налоговыми уведомлениями. Расчет транспортного налога произведен в соответствии с требованиями законодательства, путем умножения налоговой ставки на мощность двигателя.
В порядке ст. 52 НК РФ Алексееву А.С. было направлено налоговое уведомление от 06.08.2017 № с уплатой в срок до 01.12.2017 года, от 06.08.2016 № с уплатой в срок до 01.12.2016 года.
Поскольку Алексеевым А.С. обязательства по уплате транспортного налога не исполнены в предусмотренные законом сроки, налоговым органом начислена пеня по транспортному налогу за 2014-2016 гг. в сумме 2920 рублей 23 копейки.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
К объектам налогообложения, указанным в ст. 401 ГК РФ отнесено, в том числе, жилое помещение (квартира, комната, жилой дом).
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Судом установлено, что административный ответчик является собственником 1/2 доли недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга Алексееву А.С. был начислен налог на имущество физических лиц за 2012-2014 гг. в сумме 581 рубль 91 копейка, за 2015 год в сумме 222 рубля, за 2016 год сумме 258 рублей, и направлены налоговые уведомления от 06.08.2017 №, с уплатой в срок до 01.12.2017 года, от 18.05.2015 №, срок уплаты до 01.10.2015 года, от 06.08.2016 №, срок уплаты до 01.12.2016 года.
За несвоевременную уплату налога на имущество, указанного в налоговом уведомлении, Алексееву А.С. была начислена пеня по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 гг. в сумме 231 рубль 75 копеек, за 2015 год в сумме 60 рублей 07 копеек, за 2016 год в сумме 40 рублей 63 копейки.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога, инспекцией в адрес ответчика на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ были направлены требования № по состоянию на 12.12.2017 год о необходимости произвести уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени на общую сумму 18801 руб., а также пени в сумме 51 руб. 71 коп., срок установлен до 22.01.2018 года; № по состоянию на 10.11.2015 года о необходимости произвести уплату налога на имущество физических лиц на общую сумму 581 руб., а также пени в сумме 06 руб. 04 коп., срок установлен до 26.01.2016 года; № по состоянию на 19.07.2017 года о необходимости произвести уплату налога на имущество физических лиц на общую сумму 222 руб., а также пени в сумме 16 руб. 40 коп., срок установлен до 29.08.2017 года.
В связи с неуплатой административным ответчиком сумм налога, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилось к мировому судье судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга с заявлением о взыскании с Алексеева А.С. суммы налога и пени.
20.04.2018 года мировым судьей судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга вынесен судебный приказ о взыскании с Алексеева А.С. недоимки по транспортному налогу в сумме 18543 рубля, пени в сумме 51 рубль, недоимки по земельному налогу в размере 0 рублей, пени в сумме 0 рублей, недоимки по налогу на имущество в размере 1061 рубль 91 копейка, пени в сумме 23 рубля 51 копейка, всего в сумме 19679 рублей 42 копейки, который впоследствии определением мирового судьи от 11.03.2019 года был отменен.
05.09.2019 года, то есть в установленный законом срок, ИФНС по Центральному району обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Доказательств того, что Алексеевым А.С. произведена оплата начисленного транспортного налога, налога на имущество и пени за спорный период, в рамках рассмотрения спора суду не представлено, равно как и не представлено доказательств, что расчет налога произведен неверно.
Поскольку размер транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014-2016 года исчислен верно, до настоящего времени уплата налогов налогоплательщиком не произведена, сроки для обращения в суд с иском о принудительном взыскании налогов инспекцией соблюдены, суд находит требования ИФНС по Центральному району г. Оренбурга о взыскании с Алексеева А.С. недоимки по транспортному налогу за 2014-2016 года в размере 18543 рубля, налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года – 581 рубля 91 копейка, за 2015 год – 222 рубля, за 2016 год – 258 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75)
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежит уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.
Судом установлено, что Алексеев А.С., являясь собственником транспортного средства и недвижимого имущества, в установленный законодательством срок обязанности по уплате налогов за 2012-2016 года,не исполнил, в связи с чем налогоплательщику произведено начисление пени по транспортному налогу за 2014-2016 года – 2920 рублей 23 копейки, налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года – 231 рубль 75 копеек, за 2015 год – 60 рублей 07 копеек, за 2016 год – 40 рублей 63 копейки.
Доказательств того, что размер начисленных пеней иной или пеня погашена, суду не представлено.
Таким образом, поскольку начисление пени является мерой ответственности за несвоевременное исполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей по уплате налога, с Алексеева А.С. в пользу ИФНС по Центральному району г. Оренбурга подлежит взысканию пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу в размере 2920 рублей 23 копейки, по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 гг. в размере 231 рубль 75 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 60 рублей 07 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 40 рублей 63 копейки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Алексееву А.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС по Центральному району г. Оренбурга к Алексееву Андрею Степановичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014-2016 год, по налогу на имущество физических лиц за 2012-2016 год – удовлетворить.
Взыскать с Алексеева Андрея Степановича в пользу ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга недоимку по транспортному налогу за 2014-2016 года в размере18543 рубля, пени по транспортному налогу за 2014-2016 года в размере 2920 рублей 23 копейки, по налогу на имущество физических лиц за 2012 – 2014 года в размере 581 рубль 91 копейку, пени по налогу на имущество за 2012 – 2014 года в размере 231 рубль 75 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 222 рубля, пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 60 рублей 07 копеек, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 258 рублей, пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 40 рублей 63 копейки, а всего 22857 рублей 59 копеек.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Центрального районного суда
г. Оренбурга Н.Б. Мельникова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2019 года.