Судья Буян Э.Ф. дело № 21-574/2017
РЕШЕНИЕ
12 июля 2017 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 41 от 06 марта 2017 года и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 02 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал»,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 41 от 06 марта 2017 года ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 02 июня 2017 года приведенное постановление изменено в части наказания, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа и решением судьи, рассмотревшим жалобу на постановление, представитель ООО «Северо-Западный лесной терминал», обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся по делу постановлений, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава инкриминируемого правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО «...» заключен договор аренды лесного участка от <Дата обезличена> года № 1. В соответствии с данным договором аренды арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ «... лесничество».
Пунктом 3.4.5 приведенного договора установлено, что арендатор обязан выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, объемах и местах производства в соответствии с условиями заключенного соглашения о выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов, при наличии разрешительных документов, предусмотренных действующими нормами и правилами.
Дополнительным соглашением о внесении изменений в договор аренды лесного участка от <Дата обезличена> года права и обязанности ООО «...» переданы ООО «Северо-Западный лесной терминал».
18 мая 2016 года арендодатель и арендатор заключили Соглашение Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году на арендуемом ООО «Северо-Западный лесной терминал» лесном участке, предоставленном по договору аренды № 1 от <Дата обезличена>, расположенном на территории ГУ «... лесничество».
Пунктом 2.1 Соглашения арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году в полном объеме и в сроки сдачи, установленные соглашением, согласно таблице № 1.
Пунктом 3.1 Соглашения приемка каждого вида выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов производится подведомственным Арендодателю ГУ «... лесничество», с участием арендатора не позднее 10 дней со дня получения письменного уведомления от Арендатора о готовности сдачи работ. Мероприятие считается выполненным и сданным с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов (пункт 3.3).
Согласно таблице 1 Соглашения ООО «Северо-Западный лесной терминал» должно было выполнить мероприятия по строительству дорог противопожарного назначения в объеме 0,28 км- срок исполнения 3 квартал 2016; рубкам ухода в молодняках на площади 132,8га, в том числе 32,8 га - срок исполнения 2 квартал 2016 года, 100га – 3 квартал 2016 года, расчистка квартальных просек – 32 км в 3 квартале 2016 года, изготовление и замена квартальных столбов - 22шт. в 3 квартале 2016 года.
Пунктом 2.5 Соглашения установлено, что арендатор не позднее 5 рабочих дней после исполнения мероприятий обязан направить в подведомственное арендодателю ГУ «... лесничество» письменное уведомление о готовности к сдаче работ.
Из пункта 3.3 Соглашения следует, что мероприятие считается выполненным и сданным с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов.
Ответственность по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ наступает за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Как следует из материалов дела, на основании заявки Арендатора от <Дата обезличена> ГУ «Сторожевское лесничество» были приняты и аттестованы работы по уборкам ухода на площади 14 га, других уведомлений о готовности сдачи остальных объемов работ не поступало, Обществом не были выполнены вышеуказанные лесохозяйственные мероприятия в полном объеме и в установленные сроки.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «Северо-Западный лесной терминал», как допустивший использование лесов с нарушением условий договора аренды № 1 от <Дата обезличена> лесного участка, выразившееся в невыполнении мероприятий по естественному лесовосстановлению, в установленные Соглашением от 18 мая 2016 года «Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году» сроки, должен нести ответственность за инкриминируемое деяние.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 1 от 02 февраля 2017 года; актом сверки выполненных мероприятий ООО «Северо-Западный лесной терминал» в 2016 году; Соглашением № 3 от 18 мая 2016 года; актами проверки лесохозяйственных объектов, выполненных ООО «Северо-Западный лесной терминал» по соглашению № 3 от 18 мая 2016 года; ходатайством от 19 сентября 2016 года; ходатайством № 132; договором аренды лесного участка от <Дата обезличена>; дополнительным соглашением от <Дата обезличена> к договору аренды от <Дата обезличена>; дополнительным соглашением от 12 ноября 2015 года о внесении изменений в договор аренды лесного участка от <Дата обезличена>; отчетами об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Северо-Западный лесной терминал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ООО «Северо-Западный лесной терминал» по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.
Доводы жалобы о том, что Обществом не могли осуществляться мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, поскольку не был утвержден проект освоения лесов, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.
Соглашение «Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году на арендуемом ООО «Северо-Западный лесной терминал» заключено 18 мая 2016 года.
Заключение № 5 государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «Северо-Западный лесной терминал» для заготовки древесины на территории ГУ «... лесничество» утверждено приказом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 10 июня 2016 года № 791.
В силу пункта 3.3.1 договора от <Дата обезличена> арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, в том числе после представления арендодателю в установленный срок разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенной проверки были выявлены не выполненные Обществом мероприятия, предусмотренные Соглашением от 18 мая 2016 года, срок исполнения которых выпадал на период, в который уже был утвержден проект освоения лесов (3 и 4 квартал 2016 года), что свидетельствует о наличии у Общества «Северо-Западный лесной терминал» возможности выполнить указанные мероприятия после утверждения проекта освоения лесов, что не было сделано Обществом.
Ссылка в жалобе на получение проекта освоения лесов только 23 августа 2016 года была предметом проверки судьей районного суда, им дана соответствующая оценка, приведенная в решении. С указанными выводами судьи районного суда следует согласиться, поскольку они достаточно мотивированы. Каких-либо иных обстоятельств, касающихся происшедшего, не являвшихся предметом судебного рассмотрения, заявитель в рассматриваемой жалобе не приводит.
Постановление о привлечении ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Северо-Западный лесной терминал» с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ООО «Северо-Западный лесной терминал» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств – повторное совершение однородного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 41 от 06 марта 2017 года и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 02 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. – без удовлетворения.
Судья И.Г.Пристром