Дело № 12-268/19
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08 ноября 2019 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Т.Г. Кондакова, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда жалобу Китова А.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Е. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении главного технолога ГУП "БОС" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Китова А.Н.,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Е. от ДД.ММ.ГГГГ № главный технолог ГУ "БОС" Китов А.Н. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, главный технолог ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китов А.Н. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой об отмене вышеназванного постановления и прекращении производства по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения. Указал, что обжалуемым постановлением установлено, что ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии сбрасывались сточные воды с нарушением условий, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, однако из анализа сравнения протоколов количественного химического анализа воды следует, что сброс сточных вод по выпуску № не приводит к загрязнению водного объекта, т.к. концентрация железа в месте сброса имеет равное фоновому значению или меньшее значение, чем в фоновом створе. Также не нарушены требования ч. ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку содержание железа водного объекта в месте сброса меньше, чем в фоновом строе, и выше сброса 1 000 м равно фоновому. Сточные воды, сброшенные после биологической очистки на сооружениях ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии в водный объект в период проверки не нанесли вреда окружающей среде, поскольку их сброс не привел к превышению концентрации по железу ни в месте сброса, ни в контрольном створе (500 м по течению ниже сброса). Для сбросов сточных вод ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии в водный объект нормативы допустимого сброса не установлены. Надзорным органом не исследовано, нарушено ли качество воды водного объекта в контрольном створе при сбросе в водоем сточных вод с нарушениями по железу, т.е. в данном случае отсутствует всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности. Ухудшение положения ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии связано с изменением сроков действия разрешений на выброс, выданных до ДД.ММ.ГГГГ. Китовым А.Н. предприняты все зависящие меры по соблюдению законодательства: ДД.ММ.ГГГГ получено решение о предоставлении водного объекта в пользование, ДД.ММ.ГГГГ направлены документы для утверждения нормативов допустимого сброса по выпуску №.
Главный технолог ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китов А.Н., его защитники Волчек Е.И., Дементьев М.И. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснили, что предприятием утвержден План снижения сбросов, который сохраняет свою легитимность до 2022 г., т.е. до окончания строительства третьей очереди биологических очистных сооружений и включая «переходный период» в течение 12 месяцев. Данным Планом установлена концентрация ионов железа на сбросе в р. Волга. При таких обстоятельствах, сброс сточных вод после биологической очистки из выпуска № не мог ухудшить качество водного объекта, поскольку концентрация ионов железа не превышала допустимую фоновую концентрацию. При этом в ранее действующем Решении о предоставлении водного объекта в пользование (п. 13) указано, что вода в <данные изъяты> водохранилище не должна превышать фоновых концентраций. Китов А.Н. также ходатайствовал о снижении размера назначенного административного штрафа, указывая на наличие хронического заболевания и финансово-кредитные обязательства.
Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кочкомазова О.С. полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав участников производства по делу об административных правонарушениях, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты: 1) содержащие природные лечебные ресурсы; 2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам (ч. 2 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации).
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах: 1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 3 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Куйбышевское водохранилище (р. Волга) относится к объектам рыбохозяйственного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона вышеуказанных правонарушений характеризует собой деяние в виде активных действий (бездействий) по нарушению правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты и по нарушению требований по охране водных объектов, которое повлекло их загрязнение, могло повлечь засорение и истощение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ осуществляло сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях (выпуск №) с нарушением требований, установленных п. 13. ч. 2.3 раздела 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.№, т.е. с нарушением установленных условий пользования поверхностным водным объектом - Куйбышевским водохранилищем (р. Волга). За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ.
Также ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ осуществляло сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений (выпуск №) в поверхностный водный объект - Куйбышевское водохранилище (р. Волга), т.е с превышением концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, чем нарушило требования, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 39, ст. 44, ст. 55, ч. ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации. За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Кроме того, у ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии отсутствовали утвержденные нормативы допустимого воздействия (сброса) на водный объект - р. Волга (Куйбышевское водохранилище) (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (выпуск № и №) в Куйбышевское водохранилище (р. Волга), утвержденные отделом водных ресурсов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, действовали до ДД.ММ.ГГГГ; разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ и микроорганизмов) в водные объекты №, выданное Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ, действовало до ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии осуществляло сброс сточных вод после их очистки через выпуск № без утвержденных нормативов допустимого воздействия (сброса) на водный объект - р. Волга (Куйбышевское водохранилище). Тем самым ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии нарушены требования законодательства Российской Федерации к охране водных объектов, установленные ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Вышеуказанные правонарушения выявлены должностными лицами административного органа ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно должностной инструкции главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, главный технолог предприятия осуществляет контроль за качеством и количеством очищенных сточных вод.
Факт совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и вина главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китова А.Н. в их совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: должностной инструкцией главного технолога №, разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ, перечнями допустимых концентрации и количества загрязняющих веществ, нормативом допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами (актами) отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами количественного химического анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ №-Г, ДД.ММ.ГГГГ №-Г, ДД.ММ.ГГГГ №-Г, протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № и другими материалами дела.
Действия главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китова А.Н. правильно квалифицированы по ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Выводы должностного лица административного органа соответствуют обстоятельствам дела, основаны на материалах, которые объективны, достоверны, относимы и допустимы.
Порядок и срок давности привлечения главного технолога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии Китова А.Н. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Доводы жалобы о том, что сброс сточных вод в водный объект не привел к превышению фоновой концентрации в р. Волга ионов железа, в связи с чем ущерба водному объекту не причинено, суд отклоняет как необоснованный, поскольку материалами дела подтверждается факт превышения при сбросе сточных вод после очистных сооружений (выпуск №) нормативов качества воды водных объектов.
Оснований, позволяющих снизить размер назначенного должностному лицу административного штрафа, суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах суд считает постановление должностного лица законным и обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
Нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, должностным лицом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного технолога ГУ "БОС" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Китова А.Н. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.Г. Кондакова