Гражданское дело № 2-1483/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 02 июля 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Ремизовой Е. П.
при секретаре Толкушкиной Т. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ярцевского сельсовета Енисейского района Красноярского края к Шадриной ФИО1, Кондратьеву ФИО2 о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с названным иском Администрация Ярцевского сельсовета Енисейского района Красноярского края указала, что ответчики, являясь участниками федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2012 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» получили за счет средств федерального бюджета жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья. Обязательным условием выдачи государственного жилищного сертификата на приобретение жилья является обязательство о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования Ярцевского сельсовета Енисейского района. Обязательство о сдаче (передаче) спорного жилого помещения подписано Шадриной ФИО1 10 мая 2012 года. Ответчики на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года приобрели жилое помещение в <адрес>, посредством реализации сертификата <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г, выданного Департаментом строительства и архитектуры администрации Красноярского края. Государственная регистрация права собственности осуществлена Управлением федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. 16 мая 2014 года Шадрина ФИО1 передала жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность муниципального образования Ярцевского сельсовета Красноярского края. Таким образом, ответчики приняли на себя обязательство по передаче жилого помещения в муниципальную собственность и его освобождении в связи с получением ими государственного жилищного сертификата, однако в установленные сроки обязательство в полной мере не исполнили, передав жилье в муниципальную собственность, продолжают сохранять регистрацию по указанному адресу и проживать в данном в доме, несмотря на приобретение ими за счет государственных средств квартиры в <адрес>. С учетом изложенного, истец просит выселить ответчиков из жилого помещения и снять их с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель Администрации Ярцевского сельсовета Енисейского района Красноярского края – Нанакина ФИО3. требования поддержала по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что Шадрина ФИО1. и Кондратьев ФИО2 не желают добровольно освобождать жилое помещение по <адрес> и отказываются сняться с регистрационного учета. В спорном жилом помещении находятся вещи ответчиков и они продолжают проживать в ней, поэтому основанию квартира не может быть распределена другим жильцам. В связи с неявкой ответчиков выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Помощник Енисейского межрайонного прокурора Колмакова ФИО4 в заключении полагала, что требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что Шадрина ФИО1, Кондратьев ФИО2. и Кондратьев ФИО5 как участники федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» реализовали жилищный сертификат путем приобретения в собственность по <данные изъяты> доли каждый квартиры в <адрес>, при этом дали обязательство освободить квартиру по <адрес>, однако данного обязательства в установленный законом срок не исполнили. Обязательство исполнил только Кондратьев ФИО5 Факт проживания ответчиков в спорной квартире подтвержден актом осмотра жилого помещения от 01 июля 2015 года.
Третье лицо – Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения данного дела, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило.
Ответчики Шадрина ФИО1 и Кондратьев ФИО2 надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просили, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращались, возражений по существу предъявленных требований не выразили.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая, что ответчики были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили и не просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, принимая во внимание позицию представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производств, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
На основании ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Вопросы, связанные с предоставлением социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, урегулированы Федеральным Законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Подпрограмма), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (ст. 4 Федерального закона).
Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно его преамбуле, устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При наличии жилья, граждане, для реализации имеющегося у них права на получение жилищной субсидии, должны совершить действия, прописанные в статье 6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременении, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей")
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 года, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ".
Подпунктом "в" пункта 16.1 названных Правил гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Согласно п. 45 вышеназванных Правил, исполнение обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В соответствие с пунктом 2 Правил - участие в подпрограмме добровольное, по желанию соответствующей категории граждан.
Обязательства в силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны выполняться в соответствии с их условиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Шадриной ФИО1 было подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которому с условиями участия, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, она ознакомлена и обязалась их выполнять.
10 мая 2012 Шадриной ФИО1 - подписано обязательство о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности ответчицы на основании договора на передачу жилого дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № №, зарегистрированного Управлением федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации № №
В соответствии с указанным обязательством, Шадрина ФИО1 и члены её семьи, приняла на себя обязательство в 2-х месячный срок с даты приобретения ею жилого помещения, посредством реализации государственного жилищного сертификата, освободить указанную квартиру в <адрес> со всеми совместно проживающими с ней членами семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а глава Ярцевского сельсовета ФИО6 обязался принять от Шадриной ФИО1 занимаемое ею жилое помещение в муниципальную собственность в указанный в обязательстве срок.
ДД.ММ.ГГГГ Шадриной ФИО1. выдан государственный жилищный сертификат <данные изъяты> о выделении субсидии на приобретение жилья в собственность, сумма представленной социальной выплаты составила 3999 240 руб. и была перечислена ответчице ДД.ММ.ГГГГ. Сертификат был реализован ею посредством приобретения жилья по договору купли-продажи на территории <адрес>, государственная регистрация которого осуществлена Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с выдачей свидетельств о государственной регистрации: № № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по министерству строительства и архитектуры Красноярского края.
16 мая 2014 года Шадрина ФИО1 передала жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> в муниципальную собственность муниципального образования Ярцевского сельсовета Красноярского края, что подтверждается соответствующим договором.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> жилой дом, инвентарный номер №, лит. <данные изъяты> по адресу: <адрес>, кадастровый номер № находится в собственности Муниципального образования Ярцевский сельсовет Енисейского района Красноярского края.
Исполнение обязательства о сдаче жилого помещения должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (п. 45 вышеназванных Правил).
Исходя из этого, указанный срок начинает исчисляться с момента приобретения недвижимого имущества в собственность.
Между тем, как установлено в судебном заседании, обязательство о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, муниципальному образованию в установленный срок после приобретения жилья за счет предоставленной жилищной субсидии, Шадрина ФИО1 не исполнила.
Согласно выписки из домовой книги, представленной Администрацией Ярцевского сельского совета по состоянию на 02 июля 2015 года в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоят Шадрина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения и её несовершеннолетний внук – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Как следует из акта осмотра жилого помещения от 01.07.2015 года, составленного комиссией в составе специалистов администрации Ярцевского сельсовета – ФИО7 и ФИО8 с участием начальника пункта полиции МО МВД России «Енисейский» - ФИО9, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предметы домашнего обихода (мебель, посуд), в основном отсутствуют, ключ от квартиры находится у Шадриной ФИО1, которая пояснила, что фактически освободить квартиру обязуется 15 июля 2015 года, а сняться с регистрационного учета не раньше конца августа 2015 года, внука ФИО2 снимет с регистрационного учета примерно 15-16 июля 2015 года
В соответствии с п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995 года, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства; е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, судом установлено, что Шадрина ФИО1 и Кондратьев ФИО2 реализовав своё право на получение жилого помещения посредством приобретения недвижимого имущества на средства социальной выплаты, подписав обязательство об освобождении спорного жилого помещения, приобретя новое жилье в г. Красноярске и передав в муниципальную собственность занимаемое жилое помещение в <адрес> не имеют правовых оснований для дальнейшего проживания в нём, следовательно, исковые требования об их выселении и снятии с регистрационного учёта, подлежат удовлетворению. В связи с этим Шадрина ФИО1 и Кондратьев ФИО1 подлежат выселению и снятию с регистрационного учёта по указанному выше адресу.
Отказ ответчиков от освобождения жилого помещения, переданного в собственность муниципального образования- Ярцевского сельсовета, и снятия с регистрационного учёта, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из жилищного фонда муниципального образования.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Выселить Шадрину ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Кондратьева ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, из двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения и по вступлению решения суда в законную силу осуществить их снятие с регистрационного учета по указанному адресу.
Ответчики вправе подать в Енисейский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Судья: Ремизова Е. П.
Мотивированное решение составлено 13 июля 2015 года.