Решение по делу № 33-2722/2020 от 05.03.2020

        Судья Дятлов А.Ю.

        Судья-докладчик Сальникова Н.А.                               по делу № 33-2722/2020

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    18 мая 2020 года                                                                            г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

    судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

    судей Ляховецкого О.П., Сальниковой Н.А.,

    при секретаре Попугаевой А.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-169/2020 по иску Евдокимовой О.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней (данные изъяты), Евдокимова И.В., Евдокимова В.И., Евдокимовой А.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (данные изъяты) к Администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о признании заключения и постановления незаконными, о признании права на получение социальной выплаты

    по апелляционной жалобе ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 января 2020 года,

        у с т а н о в и л а:

        Евдокимова О.Р., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней (данные изъяты)., Евдокимов И.В., Евдокимов В.И., Евдокимова А.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (данные изъяты) обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят>, а (данные изъяты) - членом семьи собственника жилого помещения, который в результате наводнения в июне 2019 был поврежден. По результатам обследования дома межведомственной комиссией дано заключение, согласно которому дом является непригодным для проживания, но в заключениях указано, что износ строения вызван не паводком, а небрежной эксплуатацией собственника. Однако, в результате наводнения первый венец дома был в воде, в результате чего в подполье и самом доме сырость, дом повело. Эксперты ООО «Лаборатория цифровых технологий и проектирования» дом в полном объеме не обследовали. Полагают, что поскольку дом был поврежден именно в результате воздействия наводнения в июне 2019, то имеют право на получение социальной выплаты.

        С учетом уточнения исковых требований, истцы просили суд признать незаконными заключения межведомственной комиссии администрации Усть-Рубахинского муниципального образования № 142а от 23.09.2019 и №138б от 31.10.2019, обязать выдать заключение, акт, постановление о признании дома по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят> пострадавшим от паводка и подлежащим сносу, признать за ними право на социальную выплату.

        Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20.01.2020 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным заключение межведомственной комиссии от 23.09.2019 № 142а.

        В удовлетворении требований о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 31.10.2019 № 138 Б, а также о выдаче заключения о том, что дом признан непригодным для проживания в результате паводка суд отказал.

        При этом суд признал за собственниками Евдокимовым И.В., рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, Евдокимовой О.Р., рожденной Дата изъята в <адрес изъят>, (данные изъяты)., рожденной Дата изъята в <адрес изъят>, Евдокимовым В.И., рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, Евдокимовой А.И., рожденной Дата изъята в <адрес изъят>, которым принадлежит по 1/5 доли жилого помещения, а также членом семьи (данные изъяты) рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят>, общей площадью 50,6 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп.

        Решение суда обращено к немедленному исполнению.

        В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Борисов В.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указал, что данное жилое помещение является непригодным для проживания по причине износа, вызванного небрежной эксплуатацией собственника, а не в результате паводка, в связи с чем право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения у истцов отсутствует.

        В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истцы просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почта России, почтовое уведомление, смс-сообщения, в заседание коллегии не явились истцы (данные изъяты) Евдокимов И.В., Евдокимова А.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (данные изъяты)., представитель ответчика Администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, не просили об отложении, о наличии уважительных причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение истца Евдокимовой О.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней (данные изъяты)., полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, изучив дело, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 3, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия считает, что такие нарушения допустил суд первой инстанции, и они выразились в следующем.

         Суд апелляционной инстанции установил, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области по гражданскому делу № 2-1918 от 25.07.2019 за Евдокимова И.В., Дата изъята года рождения, Евдокимова В.И., Дата изъята года рождения, Евдокимовой О.Р., Дата изъята года рождения, (данные изъяты), Дата изъята года рождения, Евдокимовой А.И., Дата изъята года рождения, Евдокимовым (данные изъяты), Дата изъята года рождения установлен факт постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, д. <адрес изъят> <адрес изъят>. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

        Указанным решением установлено, что собственниками жилого помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> являются: Евдокимов В.И., Евдокимова О.Р., Евдокимов И.В., Евдокимова А.И., Евдокимова В.И. на праве общей долевой собственности по 1/5 доли каждый с 12.07.2013, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

        Согласно свидетельству о рождении, Евдокимовой А.И. является матерью (данные изъяты), Дата изъята г.р.

        Из справки администрации Усть-Рубахинского муниципального образования следует, что жилой дом по адресу: (данные изъяты) <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят> находился в границах зоны действия чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка 26.06.2019.

        Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят> от 23.09.2019 №205а, следов воды, ила в доме и придомовой территории не обнаружено, следов грунтовых вод в подполье не обнаружено, дом расположен на возвышенности. Износ строения не вызван паводком, а причинен небрежной эксплуатацией собственником.

        В соответствии с техническим заключением ООО «БайкалРемПутьМаш», составленным в соответствии с муниципальным контрактом от 16.09.2019 № 8 по результатам осмотра дома в июле 2019 года, жилое помещение по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> подлежит капитальному ремонту, износ около 80 %, доски пола поражены гнилью и просели, стены несут следы гниения, фундамент частично разрушен, перекрытия крыши нарушены. Следов воды, иловых отложений не обнаружено в доме и на придомовой территории, следов грунтовых вод в подпольном пространстве не обнаружено, износ строения не вызван паводком, а причинен небрежной эксплуатацией собственником, общее состояние как ветхое, износ 80%.

        Заключением №142а от 23.09.2019 межведомственная комиссия признала дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> непригодным для проживания, при этом указала, что следов воды, ила в доме и придомовой территории не обнаружено, следов грунтовых вод в подполье не обнаружено, дом расположен на возвышенности. Износ строения не вызван паводком, а причинен небрежной эксплуатацией собственником.

        Постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.09.2019 № 288 жилой дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, установлен срок для расселения граждан из данного жилого дома – до 20.12.2019.

        Согласно техническому отчету ООО «Лаборатория цифровых технологий проектирования», действующего на основании муниципального контракта от 12.10.2019, жилой дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят>, признан аварийным. Из отчета следует, что: грунтовое основание - неравномерные просадки, локальное вымывание грунта под основанием фундамента (состояние аварийное); фундамент – отклонение от горизонтали на величину до 1/35 длины бруса окладного венца (горизонтальный крен), отсутствие гидроизоляции, гниение бруса окладного венца, частичное разрушение окладного венца (состояние аварийное); несущие стены – раскрытие трещин в деревянном брусе до 15 мм., перекос стен относительно друг друга, сдвиги в сопряжениях до 10 мм., гниение венцов (состояние аварийное); перегородки (состояние аварийное); перекрытие и покрытие пола – щели между досками перекрытия пола до 15 мм., прогиб балок перекрытия пола, коробление, высота волны до 5 мм., плесень и сырость в подпольном пространстве (состояние аварийное); печное отопление – локальное разрушение кирпичной кладки печи и цементного раствора, трещины с раскрытием до 10 мм., горизонтальный крен основания печи более 1/40 на 1 м. (состояние аварийное).

        Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> от 31.10.2019 № 158Б, дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом. Следов воды, ила в доме и придомовой территории не обнаружено, следов грунтовых вод в подполье не обнаружено, дом расположен на возвышенности.

        В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 31.10.2019 №138Б жилой дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> непригоден для проживания.

    Из объяснений истцов, данных в суде первой инстанции, следует, что вода в дом не затекала, однако, несколько дней стояла в огороде, с одной стороны дом частично был подтоплен, стены подвала длительное время были мокрыми, стояла сырость, все начало гнить, дом стал проседать и разрушаться. Доводы истцов подтвердил свидетель (данные изъяты) который пояснил, что в период наводнения был около дома истцов, вокруг дома везде была вода. Свидетель (данные изъяты) пояснила, что истец советовалась с ней относительно ремонта дома после наводнения, осматривала дом и видела, что он сильно поврежден.

    Оценив исследованные доказательства, установив, что спорный дом находился в зоне наводнения в июне 2019 года, при этом истцы и свидетель подтвердили, что на земельном участке несколько дней стояла вода, по результатам осмотра дома специалистами выявлены повреждения такие как: просадка грунта, локальное вымывание грунта под основанием фундамента, крен фундамента, гниение бруса и венцов несущих стен, перекос несущих стен, плесень и сырость в подпольном пространстве, дом признан аварийным, подлежащим сносу, а в заключении ООО «Лаборатория цифровых технологий проектирования» в октябре 2019 не имеется вывода о том, что дом поврежден в результате естественного износа, истцы не оспаривают, что вода в дом не затекала, но данные обстоятельства не исключают негативного воздействия на дом паводка в связи с длительной сыростью, просадкой грунта и всего дома, дом был приобретен в 2013 году, а летом 2019 года уже признан аварийным и не пригодным для проживания, оценив заключение межведомственной комиссии от 23.09.2019 №142а, которым дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> признан не пригодным для проживания по причине его износа, вызванным небрежной эксплуатацией собственником, а не паводком, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный жилой дом был поврежден именно в результате паводка в июне 2019 года.

В связи с изложенным, суд признал незаконным заключение межведомственной комиссии от 23.09.2019 № 142а, признал за собственниками Евдокимова И.В., рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, Евдокимовой О.Р., рожденной Дата изъята в <адрес изъят>, (данные изъяты), рожденной Дата изъята в <адрес изъят>, Евдокимова В.И., рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, Евдокимовой А.И., рожденной Дата изъята в <адрес изъят>, которым принадлежит по 1/5 доли жилого помещения, а также членом семьи (данные изъяты) рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, д.Шум, <адрес изъят>, общей площадью 50,6 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп.

    Судебная коллегия считает, что приведенные выводы о наличии у Евдокимовых права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением положений процессуального закона.

        В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

        Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

        Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

        27.06.2019 Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

        Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 934 от 26.06.2019 с 29.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.

        29.06.2019 распоряжением Правительства Российской Федерации № 1392-р в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 на территории Иркутской области, из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки. Пунктом 1 вышеуказанного распоряжения предписано осуществить выплаты в том числе, в виде финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10000руб. на человека; в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100000 руб. на человека.

        29.06.2019 Постановлением Правительства Иркутской области от № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

        Согласно Указу Президента РФ от 03.07.2019 № 316 (ред. от 02.08.2019) «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области считать чрезвычайной ситуацией федерального характера и установить особый уровень реагирования (ч.1).

        Правительству Российской Федерации: а) обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; б) решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (ч.3).

        18.07.2019 Постановлением Правительства Российской Федерации от № 916 (ред. от 31.10.2019) утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.

        Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

        1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде:

        предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

        предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);

        2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

        Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17.07.2019 № 556-пп.

    Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 17.07.2019 № 557-пп, обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленых) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.

          Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в которые входит Нижнеудинский район деревня Шум Усть-Рубахинского муниципального образования в границах зон: ул. Зеленая, д. 1 – 26.

Вместе с тем, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

Согласно абз. 3 указанного пункта, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).

В силу приведенных норм предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации. Решение вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.

Вместе с тем, суд первой инстанции, в нарушение положений ст. 60 ГПК РФ, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, посчитал установленным факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, в отсутствие в материалах дела допустимого доказательства (заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления), которым согласно подлежащим применению к спорным отношениям сторон нормативным актом должен быть подтвержден факт признания жилого непригодным для проживания, о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.

Ссылка суда в обоснование факта непригодности вышеназванного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) на заключение ООО «Лаборатория цифровых технологий проектирования» от 11.10.2019 противоречит приведенным выше нормам материального права и требованиям процессуального закона. Более того, данное заключение также не содержит выводов о том, что дефекты и повреждения жилого дома вызваны наводнением в июне 2019 года.

Оспаривая заключения межведомственной комиссии № 142 от 23.09.2019 и № 138б от 31.10.2019, доводов и доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, опровергающих их выводы о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, истцы не представили.

Кроме того, суд не принял во внимание, что Евдокимовы не представили доказательства того, что в установленном Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 557-пп, обращались в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства по месту жительства в целях получения свидетельства, удостоверяющее право на получение социальной выплаты.

       При таких обстоятельствах решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 января 2020 года об удовлетворении исковых требований Евдокимовой О.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней (данные изъяты), Евдокимова И.В., Евдокимова В.И., Евдокимовой А.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (данные изъяты), к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о признании незаконным заключений межведомственной комиссии администрации Усть-Рубахинского муниципального образования № 142 от 23 сентября 2019 года, № 138б от 31 октября 2019 года; обязании выдать заключение, акт, постановление, что жилой дом пострадал от паводка и подлежит сносу, признании права на социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 № 556-пп, не является законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

        Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

        определила:

    решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 января 2020 года по данному делу отменить.

    Принять по делу новое решение.

    В удовлетворении исковых требований Евдокимовой О.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней (данные изъяты), Евдокимова И.В., Евдокимова В.И., Евдокимовой А.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (данные изъяты), к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о признании незаконным заключений межведомственной комиссии администрации Усть-Рубахинского муниципального образования № 142 от 23 сентября 2019 года, № 138б от 31 октября 2019 года; обязании выдать заключение, акт, постановление, что жилой дом пострадал от паводка и подлежит сносу, признании права на социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 № 556-пп, отказать.

Судья – председательствующий                И.Л. Васильева
Судьи О.П. ЛяховецкийН.А. Сальникова

33-2722/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Евдокимов Игорь Владимирович
Евдокимова Анастасия Игоревна, за себя и н/л Евдокимова Д.И.
Евдокимова Ольга Ревовна, за себя и н/л Евдокимову В.И.
Евдокимов Василий Игоревич
Ответчики
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району
Администрация Усть-Рубахинского МО - администрация сельскго поселения
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
05.03.2020Передача дела судье
10.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Судебное заседание
04.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее