Дело № 2а-8824/2019
№ 88а-2435/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 25 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Харлампьева Афанасия Афанасьевича, Харлампьевой Алены Семеновны, поданную 29 января 2020 года, на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Харлампьева Афанасия Афанасьевича, Харлампьевой Алены Семеновны к Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить на праве общей совместной собственности земельный участок.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., выслушав объяснения Харлампьева А.А. и его представителя ФИО11, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Харлампьев А.А., Харлампьева А.С. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать незаконным решение Окружной администрации города Якутска в лице департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, выраженное в письме от 4 июля 2019 года за № 5467-ДИЗО/19 и обязать административного ответчика предоставить им на праве общей совместной собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, <адрес>, для использования под индивидуальное жилищное строительство.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они являются многодетной семьей, вид разрешенного использования спорного земельного участка - под ИЖС, территориальная зона – «Ж-2А», что допускает его использование для индивидуального жилищного строительства. Участок не освоен, строений и лесных насаждений на участке не имеется. Смежные земельные участки используются под индивидуальное жилищное строительство. При обращении о предоставлении в общую совместную собственность спорного земельного участка, административным ответчиком 4 июля 2019 года было отказано в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории лесных массивов городских лесов городского округа, также он находится в территориальных зонах «Ж2А» и «Т-1», на территории общего пользования (проект межевания территории квартала «24+ПКиО+135»), в которых не предусмотрено использование земельного участка под ИЖС.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Харлампьева А.А., Харлампьевой А.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Харлампьевым А.А. и Харлампьевой А.С. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 29 января 2020 года, и дополнений к ней, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции заявители указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, неустановление всех обстоятельств дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, спорный земельный участок сформирован 8 июля 2013 года, а Правила землепользования и застройки городского округа «Город Якутск» приняты Якутской городской думой 25 декабря 2013 года № 169-НПА. На момент установления двух территориальных зон спорный земельный участок уже существовал с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем, административный ответчик не имел права устанавливать на территории спорного земельного участка две территориальные зоны. При этом, территория общего пользования, установленная проектом межевания территории «24+ПКиО+135», утвержденным распоряжением Окружной администрации города Якутск 14 июня 2016 года № 991, не соответствует виду разрешенного использования спорного земельного участка, территориальной зоне, что также противоречит действующему законодательству. Дополнительно указали, что о незаконности оспариваемого ответа свидетельствует и то, что в настоящее время на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО10
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года кассационная жалоба Харлампьева А.А., Харлампьевой А.С. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, Харлампьева А.С., представитель Окружной администрации города Якутска в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Харлампьева А.А. и его представителя ФИО11., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Харлампьев А.А. и Харлампьева А.С., как многодетная семья, обратились в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, <адрес>, для использования под индивидуальное жилищное строительство.
В письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 4 июля 2019 года за № 5467-ДИЗО/19 Харлампьеву А.А. и Харлампьевой А.С. сообщено о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, <адрес>, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок непригоден для использования под индивидуальное жилищное строительство, поскольку расположен на территории лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» лесохозяйственного регламента, квартал № 20, выдел № 9, а также расположен в территориальных зонах «Ж-2А» (для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска) и «Т-1» (зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства); по проекту межевания территории квартала «24+ПКиО+135», утвержденному распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 июня 2016 года № 991, данный земельный участок расположен на территории общего пользования.
Из кадастрового дела объекта недвижимости и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13 мая 2019 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 8 июля 2013 года, сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения срока действия временного характера – 1 марта 2022 года; права на земельный участок ни за кем не зарегистрированы.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подготовленным МБУ «Главное архитектурно-планировочное учреждение» городского округа «город Якутск» 17 мая 2019 года за № 07-056964, земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух территориальных зонах «Ж-2А» (для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска) и «Т-1» (зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства); по проекту планировки территории предусмотрена территория общего пользования; проект межевания территории не соответствует; находится в зоне экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных насаждений.
Из акта обследования земельного участка № 1796, составленного Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска 27 июня 2019 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» лесохозяйственного регламента, квартал № 20, выдел № 9. К акту приложена фототаблица.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 июня 2016 года № 991 утвержден проект межевания территории квартала «24+ПКиО+135» городского округа «город Якутск», прошедший процедуру публичных слушаний 24 мая 2016 года на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска. Земельный участок с кадастровым номером № находится на территории указанного квартала и расположен на территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Аналогичные требования содержит часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах, одна из которых находится в зоне улично-дорожной сети, межквартальные пространства и относится к территориям общего пользования и в соответствии с действующими нормами градостроительного и земельного законодательства приватизации не подлежит, поскольку застройка индивидуальными жилыми домами территорий общего пользования не допустима, пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа органа местного самоуправления в предоставлении Харлампьеву А.А., Харлампьевой А.С. испрашиваемого земельного участка на праве общей совместной собственности и отсутствии нарушений прав и законных интересов административных истцов.
Довод кассационной жалобы о том, что на момент установления двух территориальных зон спорный земельный участок уже существовал с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», основанием для принятия иного решения служить не может, поскольку распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка должно соответствовать Правилам землепользования и застройки, действующим на момент принятия такого распоряжения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования, то в силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ на него градостроительный регламент территориальной зоны Ж-2А не распространяется, в том числе и установленный для данной территориальной зоны вид разрешенного использования земельных участков – «для индивидуальной жилой застройки».
Довод кассационной жалобы о том, что в настоящее время на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО10, является несостоятельным, поскольку не подтвержден документально, и данное право не существовало на момент возникновения спорных правоотношений.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административных истцов с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харлампьева Афанасия Афанасьевича, Харлампьевой Алены Семеновны – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи