Решение по делу № 11-119/2019 от 08.11.2019

Дело № 11-119/19 (№ дела в суде первой инстанции 2-1461/2019) Егорова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Сараевой Т.В.,

при секретаре Волковой И.В.,

с участием представителя истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» по доверенности Никитиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 23 декабря 2019 года апелляционную жалобу Кузнецова А.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 10 сентября 2019 года по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью ««Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Кузнецову А.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью ««Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее Истец) обратился в суд с иском о взыскании с Кузнецова А.Н. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами и пени.

С учетом уточнения иска в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1.10.2017 года по 31.01.2019 года в размере 1 392 руб. 65 коп., пени за просрочку платежа за период с 10.01.2018 года по 14.03.2019 года в размере 159 руб. 47 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.

В обоснование иска указано, что Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, в силу чего на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) обеспечивает обращение ТКО на территории Ивановской области. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на период 2016-2031 г.г. Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области утверждены единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области. Ответчик зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данный адрес включен в территориальную схему обращения с ТКО, в силу чего на основании ч.5 ст. 30 ЖК РФ ответчик обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Поскольку ответчик длительное время не оплачивает выставленные ему счета за коммунальную услугу по обращению с ТКО, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Фрунзенского судебного района г.Иваново от 10 сентября 2019 года иск Общества с ограниченной ответственностью ««Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Кузнецову А.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени удовлетворен. С Кузнецова А.Н. в пользу Общества с ограниченной ответственностью ««Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1.10.2017 года по 31.01.2019 года в размере 1 392 руб. 65 коп., пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.01.2018 года по 14.03.2019 года в размере 159 руб. 47 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб. 00 коп..

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на незаконность требований Истца в отсутствие письменного договора на оказание данного вида услуг.

В судебное заседание ответчик явился, однако до начала рассмотрения дела по существу удалился из зала судебного заседания.

Представитель ответчика на жалобу возражал, полагая решение законным и обоснованным, по доводам, изложенным в возражениях.

Суд, апелляционной инстанции, считает возможным в силу статей 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя Истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.. В указанном жилом помещении на регистрационном учете состоит ответчик. ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" является специализированной организацией по вывозу бытовых отходов на территории <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ, единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращения с твердыми коммунальными отходами до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. 30, 154, 155 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст.426, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, несмотря на отсутствие заключенного между сторонами письменного договора, с момента отбора истца в качестве специализированной организации, т.е. с 01.07.2017 года, возникли фактические договорные правоотношения по вывозу твердых коммунальных отходов.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Положениями ст. 153 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора применимы правила статьи 426 ГК РФ о публичном договоре.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155.

Из материалов дела следует, что ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" предоставляет населению Ивановской области услуги по вывозу твердых бытовых отходов с 01.07.2017 и осуществляет сбор денежных средств за предоставление услуги. Размер платы за предоставленные услуги по вывозу бытового мусора рассчитывается по тарифам, утвержденным Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области.

В силу положений статьи 426 ГК РФ, Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от № 155, оказываемая ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" услуга по вывозу твердых бытовых отходов вытекает из публичного договора.

Отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов регулируются Федеральным Законом РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального Закона РФ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч. 1). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4).

В соответствии с п. п. 2, 8 (17) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных выше Правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора; то есть обязанность у потребителя по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание данной услуги.

В силу статьи 10 Федерального закона от № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами законным способом. В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что фактически ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" оказывало услуги и несло расходы по обслуживанию многоквартирного дома, а ответчик принимал услуги.

Согласно Федеральному закону № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).

Доказательств, подтверждающих, что ответчик не пользуется контейнерными площадками, которые установлены на территории многоквартирного дома суду первой инстанции представлено не было, равно как и не представлено доказательств некачественного предоставления ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" услуг по вывозу и утилизации ТБО, тогда как, вывоз ТБО является обязательным в силу положений закона. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о недоказанности предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов являются неверными.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в период с 01.10.2017 по 31.01.2019 ответчиком плата за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами не производится. За указанный период образовалась задолженность в сумме 1392 руб. 65 коп..

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска.

Довод ответчика о том, что он не заключал договор с ответчиком, основанием для отказа в иске по указанным в настоящем определении основаниям не является.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд первой инстанции мог сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, предоставляемой истцом, при этом установлено, что ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" оказывало услуги по вывозу бытовых отходов, то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора. Факт неоплаты потребителем за оказанные услуги не свидетельствует о незаконности действий ответчика по оказанию услуги, начислению платы за нее в установленном размере.

Довод ответчика о том, что он не получал в спорный период платежных документов на оплату коммунальных услуг, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг, в свою очередь ответчик не обращался к истцу по вопросу непредоставления платежных документов, при этом положениями действующего законодательства не предусмотрен определенный порядок подтверждения факта вручения гражданам платежных документов на оплату коммунальных услуг.

С учетом изложенного, поскольку доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по уплате задолженности за оказание услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов не представлено, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи и к выражению несогласия с действиями мирового судьи, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. Кроме того, доводы жалобы направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

11-119/2019

Категория:
Гражданские
Ответчики
Кузнецов Анатолий Николаевич
Другие
Кузнецов А.Н.
ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Сараева Татьяна Вадимовна
Дело на странице суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
08.11.2019Регистрация поступившей жалобы (представления)
11.11.2019Передача материалов дела судье
12.11.2019Вынесено определение о назначении судебного заседания
23.12.2019Судебное заседание
02.12.2019Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.12.2019Передача материалов дела судье
02.12.2019Вынесено определение о назначении судебного заседания
02.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020Дело оформлено
06.02.2020Дело отправлено мировому судье
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее