Дело №2-1688/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 17 августа 2017 года
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре Колобылиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ананьина А.Г. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ананьин А.Г. обратился с иском к ГБУЗС «Центр экстренной помощи и медицины катастроф», с учетом увеличения исковых требований, просит суд взыскать с ответчика денежную компенсацию в сумме 16142,75 рублей, задолженность по заработной плате в сумме 22298,00 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Исковые требования истец обосновывает тем, что он занимает должность заведующего подстанцией скорой помощи № 2. В связи с невыплатой ответчиком ему надбавки за специфику работы, он был вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, 13.02.2017 судом апелляционной инстанции было установлено нарушение ответчиком требований действующего законодательства об оплате труда. Судебное решение было исполнено ответчиком добровольно 17.04.2017. Однако, учитывая то, что ответчик не выплачивал надбавку за специфику работы за указанный в иске период, истец просит суд взыскать сумму процентов в размере 16142,75 рублей. Кроме того, истец указывает на то, что имеет место задолженность по заработной плате в сумме 22298,00 рублей, в связи с тем, что ответчик произвел выплату предусмотренной надбавки за специфику работы лишь за январь 2017 года, выплата надбавки за февраль, март, апрель 2017 года не производилась. Также, Ананьин А.Г. просит суд взыскать сумму морального вреда, в связи с тем, что действиями ответчика ему были причинены нравственные страдания.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУЗС «Центр экстренной помощи и медицины катастроф» в судебном заседании с иском не согласилась, предоставила письменные возражения.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статьям 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приказом Коммунального заведения «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» № от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на должность заведующего подстанцией №9 на 1 ставку.
Приказом Коммунального заведения «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» от ДД.ММ.ГГГГ № истец с 01.01.2015 г. переведен на должность заведующего подстанцией №2 на 1 ставку.
На основании приказа Главного управления здравоохранения Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № Коммунальное заведение «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» было реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф».
На момент принятия истца на работу к ответчику размер его должностного оклада и надбавок был определен в соответствии с приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства здравоохранения Украины №308/519 от 5 октября 2005 года.
В дальнейшем оплата его труда осуществлялась в соответствии с Положением об оплате труда, утвержденного 1 января 2015 года главным врачом ГБУЗ Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф».
В соответствии пунктом 1.4 указанного Положения оплата труда работников организации включает в себя:
- заработную плату, состоящую из оклада (должностного оклада), а также доплат и надбавок за особые условия труда (тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труды), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.);
- стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей, производимые в соответствии с настоящим Положением и Положением о премировании, и Положении о выплатах стимулирующего характера.
Согласно пункту 1.6 Положения об оплате труда заработная плата включает следующие выплаты и фонда оплаты труда:
- месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника;
- персональную надбавку за индивидуальные профессиональные качества и квалификацию работника;
- надбавку по коэффициенту качественного отношения к труду;
- премиальные выплаты за достижение определенных производственных показателей в соответствии с системой премирования;
- вознаграждение по итогам работы за год;
- доплаты (надбавки, предусмотренные трудовым законодательством за особые условия труда (вредные, опасные, тяжелые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещения процессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других); иные поощрительные надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные коллективным договором и локальными нормативными актами.
Конкретные размеры доплат, надбавок и других выплат определяются работодателем организации за счет и в пределах фонда заработной платы (пункт 1.7 Положения).
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 Положения об оплате труда заработная плата начисляется работникам в размере и порядке, предусмотренном настоящим Положением. Основанием для начисления заработной платы являются: штатное расписание, трудовой договор, табель учета рабочего времени, приказы, иные документы, утвержденные работодателем организации.
14 апреля 2015 года Постановлением Правительства Севастополя №280-ПП было утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения города Севастополя.
Согласно подпункту 2 пункта 5.10 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 14 апреля 2015 года №280-ПП, выплата за специфику работы устанавливается настоящим Примерным положением и локальными нормативными актами учреждений руководителям отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и других структурных подразделений из числа врачебного и фармацевтического персонала в соответствии с профилем данного подразделения: при наличии в подразделении до семи врачебных – в размере до 10% к окладу (должностному окладу) ставке заработной плате; при наличии в подразделении свыше 7 врачебных должностей в размере 20% к окладу (должностной окладу) ставке заработной плате.
Аналогичные положения об установлении данной надбавки закреплены и в принятых на основании вышеуказанного Постановления Правительства Севастополя Положении об оплате труда ГБУЗС «ЦЭМПиМК» (пп.2 п.5.10) и Коллективном договоре ГБУЗС «ЦЭМПиМК» (п.4.6).
Также 22.03.2016 г. утверждено новое штатное расписание ГБУЗ с определением новых должностных окладов работников. Согласно этому штатному расписанию размер должностного оклада заведующего подстанцией стал составлять 27 860 рублей, который включает в себя: оклад согласно р.8 п.3 Постановления №280-ПП в размере 20 430 рублей + доплата за высшую категорию (повышающий коэффициент 0,24) в размере 5 390 рублей + 10% надбавка за руководство.
Таким образом, надбавка за специфику работы, предусмотренная пп.4 п. 5.10 Положения №280-ПП от 14.04.2-015 г. включена в оклад заведующего подстанцией.
Согласно приказа ГБУЗС «ЦЭМПиМК» №483 от 14.11.2016 г. за подстанцией №2 с 01.12.2016 года закреплена 1 врачебная бригада, что составляет 5,25 врачебных должностей, что свидетельствует о том, что ответчиком исполнена обязанность по выплате надбавки за специфику работы в размере 10 % за период с 01.12.2016 г. по июнь 2017 г.
Кроме того, выплата стимулирующих надбавок не входит в обязательную составную часть заработной платы, установление работникам выплат стимулирующего характера является исключительным правом работодателя, которое может быть реализовано с учетом показателей оценки эффективности труда работников, установленных Положением об условиях оплаты труда работников, а так же при наличии условий указанных в под.4 п.5.10 Положения, при этом размер самих выплат обусловлен наличием средств в пределах фонда оплаты труда и устанавливается приказом руководителя учреждения.
Исходя из действующих норм трудового законодательства, стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, хотя и должны быть предусмотрены как в трудовом договоре и в локальных нормативных актах, однако их фактическая выплата может зависеть от определенных условий и критериев, установленных этими же локальными нормативными актами, и не являются обязательными к выплате в безусловном порядке работодателем. Следовательно, оснований для возложения на работодателя обязанности выплачивать истцу ежемесячно в обязательном порядке стимулирующую надбавку у суда не имеется.
Между тем, представителем ответчика не отрицался факт возникновения перед истцом задолженности за задержку выплаты заработной платы, предусмотренной ч. 1 ст. 236 ТК РФ.
Согласно представленного расчета сумма процентов составила 3 279, 17 рублей, который суд находит верным и подлежащим взысканию в пользу истца.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Доводы Ананьина А.Г. о причинении ему нравственных страданий вызванных невыплатой компенсации суд считает обоснованными.
Учитывая изложенное, а также конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным определить денежную компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию в пользу Ананьина А.Г. с ответчика, в размере 1 000 рублей.
Согласно ст.103 ГПК РФ, и п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Таким образом, с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям истца подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города Севастополя в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ананьина А.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» в пользу Ананьина А.Г. компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в сумме 3 279, 17 рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» государственную пошлину в размере 400 рублей в бюджет города Севастополя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Севастополя.
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2017 г.
Судья Ю.С. Степанова