Решение по делу № 2-386/2019 от 04.09.2019

Дело № 2-386/19

Уникальный идентификатор дела (УИД) 42RS0021-01-2019-000605-49

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

Крапивинский районный суд Кемеровской области

в составе: председательствующего Иванова С.В.,

при секретаре Мусияченко Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Крапивинский           10 октября 2019 года гражданское дело по иску прокурора Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района о понуждении к выполнению требований законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с иском к администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района о понуждении к выполнению требований законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по организации ритуальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в администрации Мельковского сельского поселения.

Указывает, что нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1-3 статьи 9, пункты 1-2 статьи 12), положениями Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» закреплены гарантии оказания гражданам специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, перечень которых установлен законом.

Реализация указанных гарантий осуществляется путем организации органами местного самоуправления похоронного дела как самостоятельного вида деятельности посредством создания специализированных служб по вопросам похоронного дела и определения порядка их деятельности (статьи 25, 29 Закона).

В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 части 1 статьи 14, часть 1 статьи 17) к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в целях решения которых органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями, в частности по созданию муниципальных предприятий и учреждений, их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на предоставляемые услуги.

Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» с 1 января 2015 года вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения закреплены за сельскими поселениями.

Полагает, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как органам местного самоуправления не предоставлено право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю не может рассматриваться как создание органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, проведенной в.. года, установлено, что администрацией Мельковского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен. Прокуратурой района по результатам проверки.. в адрес главы Мельковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона Доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными, однако, до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Мельковского сельского поселения не создана, соответственно, порядок ее деятельности не определен.

Присвоение администрацией поселения коммерческой организации (индивидуальному предпринимателю) статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Определить круг лиц, в интересах которых прокурор обращается с данным заявлением, невозможно, поскольку пострадать от возможных негативных последствий могут как люди, проживающие в границах Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеровской области, так и те, кто может проживать в населенных пунктах Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеровской области в будущем.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», Закона Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями», а также статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Крапивинского района Кемеровской области Шулежко Е.С. уточнила исковые требования, наряду с первоначально заявленным требованием обязать ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, также просила обязать ответчика принять нормативно-правовой акт, определяющий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Исковые требования с учетом их уточнения поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, указала на необоснованность возражений ответчика, представив письменный отзыв, доводы которого поддержала.

Представитель ответчика администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района Голошумова Е.А. (доверенность от.. сроком на один год) исковые требования не признала, возражала относительно их удовлетворения, поддержав доводы, изложенные в представленных в материалы дела письменных возражениях (л.д.16-19), пояснив, что администрацией сельского поселения были предприняты меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению и определена специализированная служба по вопросам похоронного дела. Вместе с тем, в случае удовлетворения исковых требований просила предоставить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.      

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1, 2 статьи 25, статья 29).

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).

Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считать недопустимым (пункт 1).

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа (пункт 2)

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения.

При этом, пунктом 3 статьи 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями», дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплены за сельскими поселениями.

В судебном заседании установлено, что в.. года прокуратурой Крапивинского района Кемеровской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, по результатам которой установлено, что администрацией Мельковского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен.

.. прокуратурой района по результатам проверки в адрес главы Мельковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.6-11).

Из ответа главы поселения в адрес прокурора от.. №.. следует, что доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными. В связи с отсутствием финансовой возможности создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения, принято решение по созданию соответствующей службы путем наделения хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы на конкурсной основе (л.д.12).

Как следует из представленных ответчиком документов, на территории поселения утвержден Порядок проведения открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела, в соответствии с которым по итогам открытого конкурса.. администрацией Мельковского сельского поселения заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории поселения с ИП.. (л.д. 20-28), по условиям которого полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела, включая предусмотренный законом гарантированный перечень услуг, делегированы индивидуальному предпринимателю.        

Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает создание в сельском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Однако, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе за счет бюджета).

Возражения ответчика, со ссылкой на представленные документы, о том, что администрацией поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, необоснованны.

Согласование ответчиком стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению с компетентными органами в области ценообразования гарантированного перечня услуг по погребению и принятие нормативно-правового акта об установлении стоимости таких услуг (л.д. 27-28), не свидетельствует о выполнении ответчиком установленной законом обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности.

Суд также не принимает возражения ответчика со ссылкой на Закон Кемеровской области - Кузбасса от 05.08.2019 № 68-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» о том, что муниципальные образования, входящие в состав Крапивинского муниципального района, в том числе, Мельковское сельское поселение, преобразованы путем объединения в Крапивинский муниципальный округ. Поскольку, вновь образованное муниципальное образование (Крапивинский муниципальный округ) на сегодняшний день не сформировано, и в силу ч.1 ст.3 названного закона полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованных муниципальных образований осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Как установлено судом, подтверждается указанными выше доказательствами и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Мельковского сельского поселения не создана, порядок ее деятельности не определен, что также следует из информации, предоставленной главой Крапивинского муниципального района в адрес прокурора района в сообщении от.. №.. (л.д.13).

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера действий, которые следует совершить ответчику, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а также принять нормативно-правовой акт, определяющий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Крапивинский районный суд в порядке апелляционного обжалования в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.


          Решение в окончательной форме принято … года.

Председательствующий: С.В. Иванов

            

2-386/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Крапивинского района
Ответчики
Администрация Мельковского сельского поселения
Суд
Крапивинский районный суд Кемеровской области
Судья
Иванов С.В.
Дело на сайте суда
krapivinsky.kmr.sudrf.ru
04.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2019Передача материалов судье
04.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2019Подготовка дела (собеседование)
18.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2020Дело оформлено
12.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее