УИД 23RS0№-83
К делу №а-2161/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 октября 2019 года
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего А.П. Мороза,
секретаря ФИО1,
с участием:
представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Сочи о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в порядке главы 22 КАС РФ, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в непринятии решения о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта; обязать администрацию муниципального образования город- курорт Сочи в течение месяца принять решение о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта; после принятия решения о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта обеспечить надлежащее водоотведение населенных пунктов <адрес>, п.Н-Беранда в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Впоследствии административный истец требования административного иска уточнил, указав, что окончательно просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в непринятии решения о выкупе или заключении договора аренды очистных сооружений канализации базы отдыха «Слава Черноморья» - филиала ОА «Ульяновсккурорт», расположенных по адресу: <адрес> щель, 55 км.; обязать администрацию муниципального образования город- курорт Сочи в течение месяца принять решение о выкупе или заключении договора аренды очистных сооружений канализации базы отдыха «Слава Черноморья» - филиала ОА «Ульяновсккурорт», расположенных по адресу: <адрес> щель, 55 км.; после принятия решения о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта обеспечить надлежащее водоотведение населенных пунктов <адрес>, п.Н-Беранда в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В обоснование требований административный истец указал, что <адрес> проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, и природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения при эксплуатации систем водоотведения в <адрес>.
Установлено, что в 2011 году АО «Ульяновсккурорт» приобрело право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> щель, 55 км, являющихся единым объектом - базой отдыха «Слава Черноморья», в соответствии с договором мены № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «Проект Исток». АО «Ульяновсккурорт» является правопреемником ООО «Проект Исток» по всем вопросам относительно базы отдыха «Слава Черноморья».
Очистные сооружения входят в имущественный комплекс указанной базы отдыха и работают круглосуточно, осуществляя прием, очистку и сброс сточных вод в реку Детляжка в <адрес> щель, 55 км. Кроме собственных стоков на очистные сооружения поступают также хозяйственно-бытовые стоки от населения <адрес>, п.Н-Беранда и пансионата «Шексна». Выпуск находится в черте населенного пункта, координаты выпуска 43° 44" 50" СШ и 39° ЗГ 40" ВД. Проектная мощность очистных сооружений составляет 600,0 мЗ/сутки, 25,0 мЗ/час. В состав очистных сооружений входит: насосная станция, компактная установка КУ-200, компактная установка КУ-400, воздуходувная станция, ершовая установка, фильтровальная станция, хлораторная, иловые площадки, водовыпускной трубопровод диаметром 80 мм и длиной 40 м, тип оголовка сосредоточенный.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Ульяновсккурорт» направлялась информация главам администраций Верхнелооского сельского округа <адрес>, администрации Лазаревского внутригородского района <адрес>, администрации муниципального образования город-курорт Сочи, ТО Роспотребнадзора по <адрес> о невозможности обеспечения в полном объеме приема и надлежащей очистке сточных вод, предоставлении земельного участка для строительства новых очистных сооружений, приостановлении эксплуатации очистных сооружений канализации (далее - ОСК) в связи с окончанием срока действия Решения о предоставлении водного объекта. Однако действенных мер по решению сложившейся ситуации со стороны органов местного самоуправления принято не было.
В прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступила информация АО «Ульяновскурорт» о выводе очистных сооружений канализации из эксплуатации в связи с износом оборудования системы канализации базы отдыха «Слава Черноморья» - филиала ОА «Ульяновсккурорт», а также необходимостью проведения ремонтных работ с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца – ФИО3 в судебном заседании поддержала требования, заявленные прокурором <адрес> края по указанным основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо – АО «Ульяновсккурорт» Санаторий им. ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом. Из письменных пояснений по административному иску требования прокурора поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФИО5 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
На основании ст. 54, ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
В силу ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах своей неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований данной нормы, а также положения п.-п. «с» п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гражданские дела и административные дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
Выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, а также представленные сторонами письменные доказательства, суд находит требования прокурора <адрес> края ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференцсвязи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Из ч.2 ст. 62 КАС РФ следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Судом установлено, что В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Ульяновсккурорт» направлялась информация главам администраций Верхнелооского сельского округа <адрес>, администрации Лазаревского внутригородского района <адрес>, администрации муниципального образования город-курорт Сочи, ТО Роспотребнадзора по <адрес> о невозможности обеспечения в полном объеме приема и надлежащей очистке сточных вод, предоставлении земельного участка для строительства новых очистных сооружений, приостановлении эксплуатации очистных сооружений канализации (далее - ОСК) в связи с окончанием срока действия Решения о предоставлении водного объекта. Однако действенных мер по решению сложившейся ситуации со стороны органов местного самоуправления принято не было.
В прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступила информация АО «Ульяновскурорт» о выводе очистных сооружений канализации из эксплуатации в связи с износом оборудования системы канализации базы отдыха «Слава Черноморья» - филиала ОА «Ульяновсккурорт», а также необходимостью проведения ремонтных работ с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп.1 ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в том числе из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов граждан Законом № 416-ФЗ предусмотрен порядок согласования органами местного самоуправления вывода собственником объектов систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Частями 3, 4 ст. 22 Закона № 416-ФЗ установлено, что собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
Орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер но организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 ст.2 Закон № 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные вода, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
На основании ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
При невыполнении вышеуказанных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов, как собственника водных объектов, а также конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в <адрес>, п.Н- Беранда, в связи с несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Следовательно, право прокурора на обращение в суд с требованием о защите прав государства, предусмотрено как специальным законом, так и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Анализируя представленные доказательства и учитывая вышеизложенное, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░, 55 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░, 55 ░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░, 55 ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░.░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 52-░░ «░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░.░. ░░░░░