Решение по делу № 2-2268/2019 от 07.11.2019

Дело № 2-2268/20198

УИД: 76RS0015-01-2019-002430-56

Изготовлено 20.12.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 декабря 2019 г.    город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Плотниковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савельевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области к Шаульскому Кириллу Викторовичу о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее – Департамент) обратился в суд с иском, в котором просит обязать Шаульского К.В. выполнить работы по консервации выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) за счет собственных средств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что постановлением главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 на государственную охрану принят выявленный объект культурного наследия <данные изъяты>. Собственником указанного объекта является Шаульский К.В., с которым заключено охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, которое предусматривает обязанности собственника своевременно принимать меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по его восстановлению (консервационные работы), своевременно производить текущий и капитальный ремонт, ремонтно-реставрационные работы, выполнять предписания Департамента, содержать памятник в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ здание находится в аварийном состоянии, общее состояние конструкций неудовлетворительное, наблюдаются вертикальные и горизонтальные трещины в кирпичной кладке северного и северо-западного фасадов, имеется обрушение верхней части восточной брандмауэрной стены, часть штукатурного покрытия на восточном фундаменте осыпалась, имеются значительные утраты облицовочной плитки на главном (северном) фасаде, часть кирпичной кладки на уровне второго этажа левой части главного фасада утрачена, бревна сруба под утраченной кирпичной кладкой сгнили, крыша здания отсутствует, в результате пожара в 2010 г. полностью сгорела стропильная система и часть межэтажных перекрытий, часть перекрытий обрушена, оконные и дверные заполнения утрачены, на западном фасаде один из оконных проемов на уровне первого этажа выломан с частью кирпичной кладки, помещения захламлены строительным мусором.

По сравнению с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ ухудшилось состояние следующих конструкций: обрушение верхней части восточной брандмауэрной стены, обрушение чердачных и межэтажных деревянных перекрытий в западной части здания, на западном фасаде один из оконных проемов на уровне первого этажа выломан с частью кирпичной кладки. Здание находится в ненадлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии. Постановлением Ленинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Шаульский К.В. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, назначен штраф в размере 15 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Шаульскому К.В. было направлено предписание с требованием выполнить работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. От получения предписания Шаульский К.В. отказался. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание находится в аварийном состоянии, общее состояние несущих конструкций неудовлетворительное, наблюдаются вертикальные и диагональные трещины в кирпичной кладке стен, имеется обрушение верхней части восточной брандмауэрной стены, часть штукатурного покрытия на восточном фасаде осыпалась, имеются значительные утраты облицовочной плитки на главном (северном) фасаде, часть кирпичной кладки на уровне второго этажа левой части главного фасада утрачена, бревна сруба под утраченной кирпичной кладкой сгнили, крыша здания отсутствует, часть перекрытий обрушена, оконные и дверные заполнения здания утрачены, осмотр внутренних конструкций здания не производился из-за опасности обрушения конструкций, помещения захламлены строительным и бытовым мусором. Данные факты свидетельствуют о том, что предписание не исполнено Шаульским К.В. За неисполнение предписания Шаульский К.В. был привлечен к административной ответственности. В настоящее время требования предписания также не исполнены, здание находится в ненадлежащем техническом состоянии. В целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия необходимо проведение работ по его консервации.

Представитель истца по доверенности Субботина Е.Н. в судебном заседании требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом. Департамент архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Рыбинск просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, требование о возложении на Шаульского К.В. обязанности по выполнению работ по консервации выявленного объекта культурного наследия поддержал.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 <данные изъяты> признан объектом историко-культурного наследия (далее – Объект).

Собственником указанного Объекта является Шаульский К.В.

Согласно пункту 1 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности (подпункты 4, 9, 14 пункта 2 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия).

Пунктом 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу статьи 41 Закона об объектах культурного наследия консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Статьей 47.1 Закона об объектах культурного наследия о установлено, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия). Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 47.2 Закона об объектах культурного наследия требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия).

В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом культуры Ярославской области с Шаульским К.В. было заключено охранное обязательство в отношении Объекта, которым на Шаульского К.В. возложена обязанность своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по его восстановлению (консервационные работы), обеспечивать режим содержания памятника: своевременно производить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы независимо от сезона, ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также выполнять разовые предписания Госоргана, содержать памятник в надлежащем санитарном, противопожарном, техническом порядке, а территорию памятника в благоустроенном состоянии. Приложением к данному охранному обязательству является акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены в том числе состояние здания и план выполнения ремонтно-реставрационных работ и работ по благоустройству прилегающей территории, сроки их выполнения.

ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр Объекта, в результате которого выявлено: здание находится в аварийном состоянии, общее состояние конструкций неудовлетворительное, наблюдаются вертикальные и горизонтальные трещины в кирпичной кладке северного и северо-западного фасадов, имеется обрушение верхней части восточной брандмауэрной стены, часть штукатурного покрытия на восточном фундаменте осыпалась, имеются значительные утраты облицовочной плитки на главном (северном) фасаде, часть кирпичной кладки на уровне второго этажа левой части главного фасада утрачена, бревна сруба под утраченной кирпичной кладкой сгнили, крыша здания отсутствует, в результате пожара в 2010 г. полностью сгорела стропильная система и часть межэтажных перекрытий, часть перекрытий обрушена, оконные и дверные заполнения утрачены, на западном фасаде один из оконных проемов на уровне первого этажа выломан с частью кирпичной кладки, осмотр внутренних конструкций здания не производился из-за опасности обрушения конструкций, помещения захламлены строительным мусором, сто стороны улицы Герцена вдоль северного фасада установлено ограждение с козырьком и перилами, со стороны других фасадов доступ в здание не ограничен.

С 2012 г. состояние здания ухудшилось.

ДД.ММ.ГГГГ Шаульскому К.В. было направлено предписание об устранении нарушений требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия. Указанное предписание не было выполнено Шаульским К.В., в связи с чем постановлением Ленинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением Ленинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Шаульский К.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ.

Доказательств проведения работ, предусмотренных охранным обязательством, в отношении Объекта на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.

В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

При указанных обстоятельствах на Шаульского К.В. подлежит возложению обязанность выполнить работы по консервации выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) за счет собственных средств.

Срок, установленный Департаментом для выполнения работ, равный шести месяцам является разумным, позволяющим выполнить соответствующие работы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области удовлетворить.

Обязать Шаульского Кирилла Викторовича выполнить работы по консервации выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) за счет собственных средств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья    Л.В. Плотникова

2-2268/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Ответчики
Шаульский Кирилл Викторович
Другие
Управление Росреестра по Ярославской области
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации городского округа города Рыбинска
Суд
Ленинский районный суд г. Ярославль
Судья
Плотникова Любовь Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.jrs.sudrf.ru
15.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2019Передача материалов судье
15.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2019Судебное заседание
25.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее