Решение по делу № 2-2844/2011 от 23.09.2011

копия к делу № 2-2844/2011

Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября    2011 года                                   г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Мусаелян В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чайковского Алексея Алексеевича к Министерству образования и науки республики Адыгея, Администрации МО «Город Майкоп» о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и возложении обязанности по постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Чайковски А.А. обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением о взыскании субсидии на приобретение жилья, при этом пояснив, что его мать Чайковская З.И. решением суда <адрес> лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отец Чайковский А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был определен в школу интернат, где находился на полном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ. После нахождения в школе интернате поступил в политехнический колледж МГТИ, где обучался до ДД.ММ.ГГГГ, после чего призван в армию и служил до ноября 2007 года. В августе 2010 года обратился в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением, о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. В постановке на учет было отказано, в связи с тем, что на момент обращения в администрацию МО «<адрес>» для постановки на учет ему исполнилось 25 лет.

На основании изложенного просит суд обязать Администрацию МО «<адрес>» признать нуждающимся его в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящийся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включить в список претендентов на получение социальной выплаты, взыскать с ответчиков социальную выплату в размере 707 850 рублей.

В судебном заседании представитель истца Дыбагова А.С. уточнила исковые требования, просила суд взыскать с ответчиков сумму социальной выплаты в размере 729 300 рублей.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Божкова Ю.В. в судебном заседании иск не признала.                      В обоснование своих возражений суду показала, что решение комиссии по жилищным вопросам является законным, поскольку истец своевременно до достижения 23 летнего возраста не обратился с заявлением, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Так же представитель Администрации МО «<адрес>» пояснила, что за истцом закреплено жилое помещение расположенное по адресу <адрес>.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании Чайковский А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженец сов. Чехрак, <адрес>. Мать Чайковская З.И. решением <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Чайковский А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №I-АГ 337675 от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ                        а. Кошехабль Чайковский А.А. 1985 года рождения был определен в школу интернат. Что так же подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, Чайковский А.А. находился в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, на полном государственном обеспечении.

Согласно справки -У-2128/18 от ДД.ММ.ГГГГ Чайковский А.А. на основании приказа ст/к от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в число студентов политехнического колледжа МГТХИ по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» отчислен в связи с окончание приказ ст/к от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной справки ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ по <адрес>» судом установлено, что за Чайковским А.А. объектов недвижимости в <адрес> не числится. Из справки Администрации «<адрес>», установлено, что за истцом, так же не числится жилой площади. Отсутствие жилых площадей и земельных участков на территории <адрес>, так же подтверждается справками представленными истцом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении его в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р, истцу было отказано в признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку возраст истца составляет более 23 лет, в частности ему полных 25 лет.

Отказ в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения, по мнению суда, является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ              «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что истец до достижения 23-летнего возраста не обратился в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите прав истца, в том числе по защите его жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истца на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истцу его право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Однако, органы опеки и попечительства не приняли меры по защите жилищных прав истца, в связи с чем он своевременно (до 23 лет) не обратился в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на учет.

В связи с чем, суд считает, что отсутствует вина истца в несвоевременном обращении по вопросу признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части уточнения механизмов и условий предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в преамбуле слова «из числа детей в возрасте 23 лет» заменено словами «из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключив тем самым возрастное ограничение в предоставлении мер социальной поддержке указанным категориям граждан.

Таким образом, на момент обращения у Чайковского А.А. в администрацию для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения обоих родителей, возрастной ценз не имеет значения и не может служит основанием в отказе для постановки на учет.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое истцом решение комиссии по жилищным вопросам является незаконным и истец, по мнению суда, должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, истец должен быть поставлен на жилищный учет составом семьи одни человек.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Главным распорядителем указанных расходов согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Из материалов дела и пояснений представителя Министерство образования и науки Республики Адыгея, что в 2011 года городу администрации МО «<адрес>» от Министерства образования направлены средства республиканского и федерального бюджета для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством. В связи с изложенным, суд полагает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея несет субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 462 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. по <адрес> в размере 22 100 рублей.

В ходе судебного заседания не нашло своего подтверждения, утверждение представителя Администрации МО «<адрес>», о том что за истцом числится жилое помещение расположенное по адресу <адрес>. Данное обстоятельство опровергается пояснениями сторон, а так же имеющимися документами дела. Так суду была предоставлена справка Администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой документов подтверждающих наличие жилья за Чайковским А.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Чайковского Алексея Алексеевича к Министерству образования и науки <адрес>, Администрации МО «<адрес>», о признании решения комиссии незаконным, постановки на учет и    взыскании субсидии на приобретение жилья, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «<адрес>» поставить Чайковского Алексея Алексеевича составом семьи 1 человек на учет граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с администрации Муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Чайковского Алексея Алексеевича, за счет субвенций предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций, социальную выплату в размере 729 300 рублей на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено 02.12. 2011 года.

Председательствующий - подпись                    А.Н. Середа

Копия верна: судья                                А.Н. Середа

2-2844/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чайковский А.А.
Ответчики
Мин образования и науки РА
администрация МО "Город Майкоп"
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Середа Александр Николаевич
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
23.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2011Передача материалов судье
28.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2011Подготовка дела (собеседование)
17.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2011Судебное заседание
21.11.2011Судебное заседание
23.11.2011Судебное заседание
29.11.2011Судебное заседание
09.12.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2015Дело оформлено
21.04.2015Дело передано в архив
29.11.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее