Дело № 2-1074/14
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 13 августа 2014 годаВолжский городской суд РМЭ в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Носковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюляевой Л.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
Зюляева Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Свои требования мотивировала тем, что Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Волжске Республики Марий Эл письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Волжске Республики Марий Эл – 24.06.2014г., ее льготный стаж составил 24 года 5 месяцев 21 день.
ДД.ММ.ГГГГ истица повторно обратилась в УПФР РФ в г.Волжске РМЭ с аналогичным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Ответом Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Волжске Республики Марий Эл от 24.06.2014г. № в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с двадцатипятилетним педагогическим стажем ей отказано в связи с тем, что по мнению Ответчика, ее льготный стаж составил всего 24 года 5 месяцев 21 день, при этом, при расчете периодов ее трудовой деятельности не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ. (11 дней), ДД.ММ.ГГГГ. (30 дней), ДД.ММ.ГГГГ. (10 дней), ДД.ММ.ГГГГ. (31 день), ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), ДД.ММ.ГГГГ (41 день) - период учебных отпусков для сдачи экзаменационных сессий в МГПИ им. Н.К.Крупской, РМЭ;
ДД.ММ.ГГГГ. (21 день); ДД.ММ.ГГГГ. (2 дня); ДД.ММ.ГГГГ. (5 дней) - периоды, в течении которых она проходила курсы повышения квалификации в период работы в качестве учителя начальных классов;
ДД.ММ.ГГГГ. - период отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет.
Считает, что вышеуказанные периоды ее педагогической деятельности должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсионных выплат.
Согласно п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения, возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П предусмотрено, что исчисление специального стажа, за период работы до 01.01.2002 года может производиться с учетом правил и норм Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и иных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми исчислялся стаж до указанной даты.
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, утратившего в силу в связи с вступлением Постановления Правительства от 22.09.1993 года № 953 пунктом 3 Приложения № б Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными и, соответственно, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, с учетом положений Конституции, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, указанные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за пенсией и времени возникновения права на пенсию.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г « Об утверждении правил исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Кроме того, в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, успешно обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов.
Полагает, что периоды нахождения в ученических отпусках подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, при этом никаких исключений данный закон и другое законодательство не устанавливает.
Истица указывает на то, что так как, на период декретного отпуска за ней как за работником сохранялось место работы (должность), действие трудового договора продолжалось, этот период при подсчете страхового стажа учитывается (данная позиция подтверждается Письмом ФСС РФ от 09.08.2007№ 02-13/07-7424).
Поэтому, считает, что отпуск по уходу за ребенком входит в страховой, а следовательно, и в общий трудовой (специальный) стаж.
На момент ее повторного обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске Республики Марий Эл - 06.05.2014 года – ее общий педагогический стаж составил более 25 лет, что в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является основанием для назначения досрочной пенсии по старости.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании вышеизложенного, истица просила суд,
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл, № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным и отменить.
Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды:
ДД.ММ.ГГГГ. (11 дней), ДД.ММ.ГГГГ.(30 дней), с ДД.ММ.ГГГГ. (10 дней), ДД.ММ.ГГГГ.(31 день), с ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), ДД.ММ.ГГГГ. (41 день) – периоды учебных отпусков для сдачи экзаменационных сессий в МГПИ им. Н.К. Крупской ;
ДД.ММ.ГГГГ. (21 день); ДД.ММ.ГГГГ. (2 дня), ДД.ММ.ГГГГ. (5 дней) – периоды, в течение которых она проходила курсы повышения квалификации во время работы в качестве учителя начальных классов;
ДД.ММ.ГГГГ. – период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Возложить на ответчика обязанность назначить ей трудовую пенсию досрочно с учетом указанных периодов.
Возложить на ответчика обязанность произвести выплату пенсии с учетом индексации.
В судебном заседании Зюляева Л.И. поддержала заявленные требования, показала суду соответствующее в исковом заявлении.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Волжске РМЭ Пиняк О.В., действующая по доверенности, возражала удовлетворению заявленных истицей требований, поддержал позицию письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, из которого следует. что нормами пенсионного законодательства не предусмотрено включение в специальный стаж периодов учебных отпусков и времени нахождения на курсах повышения квалификации. Требование о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 04.10.1995г. по 31.08.1997г. основано на неверном толковании норм действующего законодательства. Просили суд в иске истице отказать в полном объеме.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске РМЭ за назначением пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске РМЭ ответила Зюляевой Л.И. об отсутствии у нее требуемого стажа в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей – 25 лет.
Судом установлено, что работниками Пенсионного фонда в специальный стаж Зюляевой Л.И. для назначении досрочной трудовой пенсии, засчитали по состоянию на день обращения - ДД.ММ.ГГГГ стаж 24 года 5 месяцев 21 день, не включив следующие периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ
- ДД.ММ.ГГГГ. периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В части включения периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в трудовой стаж, суд приходит к следующему.
В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В связи с этим период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из представленной суду справки №. Муниципального общеобразовательного учреждения «Волжский городско лицей» следует, что Зюляева Л.И. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства:
ДД.ММ.ГГГГ
При этом за ней в указанные периоды времени сохранялись места работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную часть пенсии. Обратного суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, определяется засчитывать в льготный стаж только периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.
Ответчиком не представлены суду доказательства подтверждающие нахождение истицы на курсах повышения квалификации в течение неполного рабочего дня, не установлено это обстоятельство судом и в ходе судебного разбирательства.
В части спорных периодов работы ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
В период с 1990 года по 1995 год истица проходила обучение, в связи с чем для сдачи экзаменационных сессий ей предоставлялись дополнительные отпуска в перечисленные выше периоды времени. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются, подтверждается справками Муниципального учреждения «Отдел образования» администрации городского округа «Город Волжск» за №100, №101 от 20.06.2014г..
Действовавшая в указанный период статья 196 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала предоставление оплачиваемых в установленном порядке отпусков в связи с обучением работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
В силу положений части первой статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, учитывая, что в указанные периоды за истицей сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд удовлетворяет исковые требования истицы в части включения периодов нахождения в учебных отпусках в специальный стаж педагогической деятельности.
В части требований истицы о включении периода работы нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.10.1995г. по 31.08.1997г., суд приходит к следующему.
Согласно пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, время отпуска по уходу за ребенком истицы приходится на период после ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, на основании выше указанных норм закона ей в этой части исковых требований следует отказать
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионного обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истица обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ., и хотя решения пенсионным органом не принималось, имеется лишь письменный ответ, суд признает это фактом обращения.
По подсчету ответчика в случае включения периодов нахождения истицы в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации право на досрочное назначение пенсии возникнет у нее ДД.ММ.ГГГГ., по подсчету истицы ДД.ММ.ГГГГ
Суд проверив расчеты сторон принимает расчет истицы верным, с учетом всех календарных дней.
Общий педагогический стаж истицы на момент обращения в пенсионный орган с учетом включенного судом стажа по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. составляет менее 25 лет, с учетом включения спорных периодов составит 25 лет ДД.ММ.ГГГГ что дает истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет, в связи с осуществлением педагогической деятельности, со дня возникновения права на указанную пенсию – ДД.ММ.ГГГГ
Право на назначение пенсии возникло только в период рассмотрения гражданского дела в суде, в с связи с чем требования об индексации пенсии не основаны на законе, так как в этой части нарушения требований законодательства пенсионного органа еще не установлено.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Истица понесла судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Расходы по госпошлине в сумме 200 рублей подлежат взысканию с ответчика в полном объеме, в связи с удовлетворением основных заявленных требований об обязании назначить пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Зюляевой Л.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, удовлетворить частично.
Признать за Зюляевой Л.И. право на досрочную пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в течение 25 лет.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волжске Республики Марий Эл включить Зюляевой Л.И. в специальный стаж для назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды ее работы:
ДД.ММ.ГГГГ
- ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волжске Республики Марий Эл назначить Зюляевой Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл в пользу Зюляевой Л.И. возврат госпошлины в размере 200 рублей.
В остальной части исковых требований Зюляевой Л.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вынесения в окончательном виде через Волжский городской суд Республики Марий Эл.
Судья: Емельянова Е.Б.
<данные изъяты>
<данные изъяты>