Дело № 2-604/2020 (УИД № 69RS0040-02-2020-000317-70)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной О.Ю.,
при секретаре Алыевой С.М.,
с участием представителей истца по доверенности – Кузнецовой Н.М. и Бахваловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буробиной В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Центральный рынок», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Буробина В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать действия по уведомлению ООО «Центральный рынок» от 10 января 2020 года «О временной приостановке с 30 января 2020 года работы Центрального рынка города Твери» и по уведомлению Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии с 27 декабря 2019 года № 39-3181 «О принудительном полном ограничении режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка» незаконными.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является членом Совета Тверского областного союза потребительских обществ («Тверской облпотребсоюз»).
ООО «Центральный рынок», единственным участником – учредителем которого является Тверской облпотребсоюз, было создано РАЙПО-пайщиками Тверского облпотребсоюза для реализации мясомолочной и сельскохозяйственной продукции, заготсырья и изделий из него, производимых индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями.
Пайщики Тверского областного союза потребительских сообществ совместно с фермерскими хозяйствами еженедельно организует продажи сельскохозяйственных продуктов на территории ООО «Центральный рынок» города Твери.
10 января 2020 года ООО «Центральный рынок» уведомило правление Тверского облпотребсоюза о временной приостановке с 12:00 часов 30 января 2020 года работы центрального рынка города Твери в связи с принудительным полным ограничением режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка на основании уведомления Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» от 27 декабря 2019 года № 39-3181.
10 января 2020 года на правлении Тверского облпотребсоюза была заслушана информация генерального директора ООО «Центральный рынок» Ткаченко С.Ю. о причинах приостановки работы рынка.
01 апреля 2014 года между ОАО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Центральный рынок» заключён договор энергоснабжения №. Точка поставки электрической энергии в приложении № 2 к договору была определена трансформаторная подстанция ТП № 318, принадлежащая сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро», в которой и находится узел учёта электрической энергии ООО «Центральный рынок».
Уведомлению ООО «Центральный рынок» о приостановке работы рынка с 30 декабря 2019 года и уведомлению о принудительном полном ограничении режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» от 27 декабря 2020 года № 39-3181 предшествовала немотивированная претензия Гарантирующего поставщика № 39-2971 от 06 декабря 2019 года о якобы образовавшейся задолженности в сумме 2 939 844 рубля 60 копеек, на которую общество отправило обоснованный отзыв № 60 от 25 декабря 2019 года.
Не разобравшись в обоснованности требования Гарантирующего поставщика, бывший генеральный директор ООО «Центральный рынок» Гейне С.С. перечислила ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» 1 147 357 рублей 53 копейки, в том числе текущие платежи в сумме 206 742 рублей 12 копеек.
Письмом от 11 августа 2015 года МУП «Тверьгорэлектро» уведомило Потребителя о том, что 13 августа 2015 года в 13:00 часов представителями сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» будет производиться инструментальная проверка прибора учета электрической энергии, расположенного в ТП-318, которая находится по адресу: город Тверь, набережная реки Тьмаки, дом 13, строение 2.
13 августа 2015 года была проведена инструментальная проверка представителем МУП «Тверьгорэлектро» и был составлен Акт № ИК7-613/08, где зафиксировано истечение срока госповерки трансформаторов тока тип Т-0,66, Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок) с указанием Потребителю заменить трансформаторы тока на новые, поверенные.
24 августа 2015 года представителями МУП «Тверьгорэлектро» был составлен Акт № ИК5-624/08 инструментальной проверки работы приборов учета, в котором зафиксировали, что узел учета электроэнергии пригоден к коммерческим расчетам и опломбировали, в том числе трансформаторы тока Т-0,66, Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок), прошедшие плановую поверку в ФБУ «Тверской ЦСМ».
В акте допуска от 26 августа 2019 года № ИК7-526/08 представителями сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» было определено, что к узлу учета электрической энергии № должен применяться трансформатор тока с расчетным коэффициентом учета 60, в связи с якобы имевшей место заменой трансформаторов тока с Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок) на Кт 300/5 с расчетным коэффициентом учета - 60 (шестьдесят).
Приборы узла учета электроэнергии, в том числе трансформаторы тока Т-0,66, Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок) являются собственностью ООО «Центральный рынок».
По заключению ФБУ «Тверской ЦСМ» после госповерки они были пригодны к коммерческим расчетам с августа 2015 года по август 2019 года и были опломбированы МУП «Тверьгорэлектро».
Представитель ООО «Центральный рынок» при работах по замене трансформаторов тока не присутствовал и акт не подписывал.
На установку трансформаторов тока 300/5 ООО «Центральный рынок» заявки не подавало, их приобретение и работы по их установке в РУК-0,4 кВт ТП-318 не оплачивало. Трансформаторы тока тип Т-0,60 Кт 300/5 на балансе ООО «Центральный рынок» не состоят. Доступа к узлу учета электрической энергии расположенного в ТГ1-318 у сотрудников ООО «Центральный рынок» нет.
По имеющимся у ООО «Центральный рынок» сведениям с августа 2015 года по август 2019 года проверки расчётного прибора учёта электроэнергии (измерительного комплекса), расположенного в трансформаторной подстанции ТП № 318, принадлежащей сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро», сотрудниками сетевой организации не проводились, акты проверок не составлялись.
По мнению истца, в действиях сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» наличествуют грубые нарушения «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04 мая 2012 года.
АО «АтомЭнергоСбыт» в течение трёх календарных лет не требовал от МУП «Тверьгорэлектро» ежегодного представления актов проверок расчётных приборов учёта Потребителя. Только 27 ноября 2019 года направил ООО «Центральный рынок» дополнительное соглашение с предложением изменить условия Договора, в том числе, Приложения № 3 «Перечень средств измерения и мест их установки» к Договору на Приложение № 3 в редакции от 27 ноября 2019 года, где и фиксируется замена расчётного коэффициента 40 на коэффициент 60.
АО «АтомЭнергоСбыт» не предоставил потребителю обоснованную необходимость замены трансформаторов тока, зафиксированных в Приложении № 3 к Договору энергоснабжения, с новым расчетным коэффициентом.
ООО «Центральный рынок» в данный период действовал с должной степенью осмотрительности и заботливости, в полном объёме и своевременно оплачивал потреблённую электроэнергию в соответствии со счетами, выставляемыми Гарантирующим поставщиком, в установленные сроки производил поверку и замену приборов узла учёта электроэнергии.
О замене трансформаторов тока 200/5, предусмотренных приложением № 3 к договору энергоснабжения от 01 апреля 2014 года №, на трансформаторы 300/5 потребитель не знал и не мог знать, так как свободного допуска к ТП-318 не имеет. Данный факт обнаружился только в августе 2019 года после поверки трансформаторов.
Корректировка оплат за электрическую энергию с расчетным коэффициентом 60 должна затрагивать только период с 09 августа 2019 года по 26 августа 2019 года, так как замена без необходимости пригодных к работе трансформаторов тока 200/5, предусмотренных приложением № 3 к договору энергоснабжения от 01 апреля 2019 года, на трансформаторы 300/5 производилась сетевой организацией в одностороннем порядке, без заявки потребителя и в его отсутствие. О факте названных работ ни Гарантирующий поставщик, ни Потребитель сетевой организации не уведомлялись. Проверки расчетного прибора учета № сетевой организацией с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года не осуществлялись.
Утверждение о задолженности является необоснованным, поскольку ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» был причинен вред незаконными действиями МУП «Тверьгорэлектро», при этом потребитель полностью и своевременно выполнял условия договора энергоснабжения.
По мнению истца, ущерб, причинённый АО «АтомЭнергоСбыт» за период с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года в сумме 2 939 844 рублей 60 копеек, должен быть возмещён виновной стороной - сетевой организацией МУП «Тверьгорэлектро».
Не подтвержденная гарантирующим поставщиком якобы образовавшаяся задолженность не может являться обстоятельством, при котором наступают последствия об ограничении режима потребления потребителя.
Определением Центрального районного суда города Твери от 26 февраля 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МУП «Тверьгорэлектро» и Тверской областной союз потребительских обществ.
В судебном заседании представители истца по доверенности – Кузнецова Н.М. и Бахвалова М.А. заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, полностью поддержали, просили суд их удовлетворить.
Истец Буробина В.Г. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика АО «АтомЭнегоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В отзыве на исковое заявление представитель АО «АтомЭнергоСбыт» просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что ООО «Центральный рынок» не были устранены причины планируемого ввода ограничения режима потребления электроэнергии (задолженность за электроэнергию не была погашена).
АО «АтомЭнергоСбыт» считает, что действия по уведомлению о предстоящем введении ограничения не являются злоупотреблением правом и для защиты своих имущественных прав не обязано использовать только судебный способ защиты взыскания задолженности.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, законные права которого нарушены, в выборе способов защиты и восстановления своих прав.
ООО «Центральный рынок» не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в связи с чем отсутствуют какие-либо основания для не применения введения как способа защиты нарушенного права.
Отношения АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Центральный рынок» носят договорной характер и возникли в сфере отношений гражданско-правового регулирования, при этом ограничение режима потребления является специальной формой ответственности за нарушение условий договора энергоснабжения.
Представитель ответчика ООО «Центральный рынок» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В отзыве на исковое заявление представитель ООО «Центральный рынок» просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Указывает, что вынужденные действия, совершенные ООО «Центральный рынок» по уведомлению «О временной приостановке с 30 января 2020 года работы Центрального рынка города Твери» из-за действий гарантирующего поставщика, были вызваны недопущением финансовых и материальных потерь, которые могли бы понести продавцы-арендаторы торговых мест на рынке (пайщики облпотребсоюза, фермеры, индивидуальные предприниматели), заранее разместившие скоропортящуюся продовольственную продукцию на складах и в холодильных камерах центрального рынка для организации новогодней торговли в январе 2020 года.
Утверждение о задолженности считает необоснованной, поскольку ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» был причинен вред незаконными действиями МУП «Тверьгорэлектро», при этом потребитель полностью и своевременно выполнял условия договора энергоснабжения.
По мнению Общества ущерб, причинённый Гарантирующему поставщику АО «АтомЭнергоСбыт») за период с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года в сумме 2 939 844 рубля 60 копеек должен быть возмещён виновной стороной - сетевой организацией МУП «Тверьгорэлектро».
Ограничение режима потребления вводится при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 2 Общих положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04 мая 2012 года.
В рассматриваемой ситуации не подтвержденная гарантирующим поставщиком якобы образовавшаяся задолженность общества не может являться обстоятельством, при котором наступают последствия об ограничении режима потребления Потребителя.
Представители 3-х лиц - МУП «Тверьгорэлектро» и Тверского областного союз потребительских обществ в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Нормативное регулирование отношений энергоснабжения закреплено в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу пунктов 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 названного Закона).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
В силу пункта 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04 мая 2012 года утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила).
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 11 августа 1994 года ООО «Центральный рынок» зарегистрировано в качестве юридического лица, единственным учредителем (участником) которого является Тверской областной союз потребительских обществ с размером 100% доли уставного капитала номинальной стоимостью 800 000 рублей.
ООО «Центральный рынок» было создано райпо-пайщиками Тверского облпотребсоюза для реализации мясомолочной и сельскохозяйственной продукции, заготсырья и изделий из него, производимых индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями.
Пайщики Тверского областного союза потребительских обществ совместно с фермерскими хозяйствами еженедельно организуют продажи сельскохозяйственных продуктов на территории ООО «Центральный рынок» города Твери.
Согласно протоколу 48 общего отчетно-выборного собрания представителей потребительских обществ Тверского облпотребсоюза от 01 ноября 2017 года истец является членом Совета Тверского областного союза потребительских обществ.
01 апреля 2014 года между ОАО «АтомЭнергоСбыт» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Центральный рынок» (Потребитель) был заключён договор энергоснабжения №, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретённую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Гарантирующий поставщик имеет право инициировать при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору (подпункт 2.2.1. пункта 2.2. договора энергоснабжения).
В силу пункта 2.3. договора энергоснабжения потребитель обязан принимать и оплачивать потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и размерах, установленных договором. Ежемесячно предоставлять Гарантирующему поставщику акт снятия показаний расчетных приборов учета, подписанный лицом, ответственным за снятие показаний приборов учета, а также представителями сетевой организации и (или) Гарантирующего поставщика в случае, если в соответствии с условиями настоящего договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета.
06 декабря 2019 года АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» направило в адрес руководителя ООО «Центральный рынок» претензию об оплате задолженности за поставленную электрическую энергию (мощность) в размере 2 939 844 рублей 60 копеек, образовавшейся за период с декабря 2016 года по август 2019 года (том 1 л.д. 20).
В ответ на данную претензию ООО «Центральный рынок» направило в адрес заместителя директора по техническому развитию ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» ответ о том, что после поверки трансформаторов было установлено, что к узлу учета электрической энергии № должен был применяться расчетный коэффициент 60. На основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 08 февраля 2016 года № БА01 сотрудниками МУП «Тверьгорэлектро» был опломбирован узел учета электрической энергии, расположенный в трансформаторной подстанции ТП № 318, принадлежащей сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро», в том числе и трансформаторы тока. В акте допуска прибора учета в эксплуатацию от 08 февраля 2016 года № БА01 был определен расчетный коэффициент 60. Собственник прибора учета и трансформаторов тока в данном акте не определен. Доступа к узлу учета электрической энергии, расположенного в ТП № 318 у сотрудников ООО «Центральный рынок» нет. Результат поверки от 08 февраля 2016 года № БА01 с изменением расчетного коэффициента с 40 на 60 энергосбытовой, энергоснабжающей организацией сотрудниками сетевой организации не был осуществлен. Проверки расчетного прибора учета № за период с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года не осуществлялось, поэтому корректировка оплат за электрическую энергию с расчетным коэффициентом 60 может затрагивать только указанный период (том 1 л.д. 22-24).
В связи с неисполнением/не надлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и/или услуг по передаче электрической энергии, в том числе по предварительной оплате, возникших из договора энергоснабжения от 01 апреля 2014 года, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» направило в адрес ООО «Центральный рынок» уведомление от 27 декабря 2019 года № 39-3181 об оплате до 30 января 2020 года задолженности в размере 1 999 228 рублей 59 копеек, одновременно предупредив потребителя о том, что после 12-00 часов 30 января 2020 года МУП «Тверьгорэлектро» будет принудительно введено полное ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения электроустановок (том 1 л.д. 18).
10 января 2020 года ООО «Центральный рынок» уведомило Правление Тверского областного союза потребительских обществ о временной приостановке работы центрального рынка города Твери с 12:00 часов 30 января 2020 года (том 1 л.д. 17).
По мнению истца, в действиях сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» имеются нарушения «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04 мая 2012 года.
Согласно пункту 152 Правил установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
В силу пункта 154 Правил в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом-девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
Согласно пункту 172 Правил проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.
В силу пункта 176 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.
Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
Представителем ответчика ООО «Центральный рынок» в отзыве на исковое указано на то, что МУП «Тверьгорэлектро» письмом № 1618 от 11 августа 2015 года уведомило Потребителя о том, что 13 августа 2015 года в 13:00 часов представителями МУП «Тверьгорэлектро» будет производиться инструментальная проверка прибора учета электрической энергии, расположенного в ТП-318, которая находится по адресу: город Тверь, набережная реки Тьмаки, дом 13, строение 2.
13 августа 2015 года была проведена инструментальная проверка представителями МУП «Тверьгорэлектро» и составлен Акт № ИК7-613/08, где зафиксировано истечение срока государственной поверки трансформаторов тока тип Т-0,66 Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета 40 с указанием Потребителю заменить трансформаторы тока на новые, поверенные.
24 августа 2015 года представителями МУП «Тверьгорэлектро» был составлен Акт № ИК5-624/08 инструментальной проверки работы приборов учета, в котором зафиксировали, что узел учета электроэнергии пригоден к коммерческим расчетам до августа 2019 года и опломбирован, в том числе трансформаторы тока Т-0,66 Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета 40, прошедшие плановую поверку в ФБУ «Тверской ЦСМ».
Как усматривается из материалов дела, 26 августа 2019 года представителями сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» был составлен Акт № ИК7-526/08, согласно которому к узлу учета электрической энергии № должен применяться расчетный коэффициент учета 60, в связи с заменой трансформаторов тока с Кт 200/5 на Кт 300/5.
Приборы узла учета электроэнергии, в том числе трансформаторы тока Т-0,66 Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета 40 являются собственностью ООО «Центральный рынок». По заключению ФБУ «Тверской ЦСМ» после государственной поверки они были пригодны к коммерческим расчетам с августа 2015 года по август 2019 года и были опломбированы МУП «Тверьгорэлектро».
Представитель ООО «Центральный рынок» при работах по замене трансформаторов тока не присутствовал. На установку трансформаторов тока 300/5 общество «Центральный рынок» заявки не подавало, их приобретение и работы по их установке в РУК-0,4 кВт ТП-318 не оплачивало. Трансформаторы тока тип Т-0,60 Кт 300/5 на балансе ООО «Центральный рынок» не состоят. Доступа к узлу учета электрической энергии расположенного в ТП-318 у сотрудников ООО «Центральный рынок» нет.
По имеющимся у ООО «Центральный рынок» сведениям с августа 2015 года по август 2019 года проверки расчётного прибора учёта электроэнергии (измерительного комплекса) потребителя, расположенного в трансформаторной подстанции ТП № 318, принадлежащей сетевой организации, сотрудниками сетевой организации не проводились, акты проверок не составлялись.
Указанные в отзыве на исковое заявление доводы представителя ответчика ООО «Центральный рынок» суд принимает во внимание, поскольку оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено, также как и доказательств о дате установки трансформаторов тока 300/5 в ТП № 318.
Суд, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что поскольку доказательств того, когда была произведена замена прибора учета и что потребитель при этом присутствовал, в материалы дела не представлено, то правовых оснований для начисления ООО «Центральный рынок» задолженности с расчетным коэффициентом учета - 60 у АО «АтомЭнергоСбыт» не имелось.
Доводы возражений представителя ответчика АО «АтомЭнергосбыт» сводятся к изложению правовой позиции данного ответчика и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по уведомлению о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии являются незаконными, как соответственно и действия по уведомлению ООО «Центральный рынок» от 10 января 2020 года о временной приостановке работы Центрального рынка города Твери, чем нарушают права и законные интересы истца, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Буробиной В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Центральный рынок», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» - удовлетворить.
Признать действия по уведомлению ООО «Центральный рынок» от 10 января 2020 года «О временной приостановке с 30 января 2020 года работы Центрального рынка города Твери» незаконными.
Признать действия по уведомлению тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии от 27 декабря 2019 года № 39-3181 «О принудительном полном ограничении режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка» незаконными.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через путем Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2020 года.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина
Дело № 2-604/2020 (УИД № 69RS0040-02-2020-000317-70)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной О.Ю.,
при секретаре Алыевой С.М.,
с участием представителей истца по доверенности – Кузнецовой Н.М. и Бахваловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буробиной В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Центральный рынок», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Буробина В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать действия по уведомлению ООО «Центральный рынок» от 10 января 2020 года «О временной приостановке с 30 января 2020 года работы Центрального рынка города Твери» и по уведомлению Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии с 27 декабря 2019 года № 39-3181 «О принудительном полном ограничении режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка» незаконными.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является членом Совета Тверского областного союза потребительских обществ («Тверской облпотребсоюз»).
ООО «Центральный рынок», единственным участником – учредителем которого является Тверской облпотребсоюз, было создано РАЙПО-пайщиками Тверского облпотребсоюза для реализации мясомолочной и сельскохозяйственной продукции, заготсырья и изделий из него, производимых индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями.
Пайщики Тверского областного союза потребительских сообществ совместно с фермерскими хозяйствами еженедельно организует продажи сельскохозяйственных продуктов на территории ООО «Центральный рынок» города Твери.
10 января 2020 года ООО «Центральный рынок» уведомило правление Тверского облпотребсоюза о временной приостановке с 12:00 часов 30 января 2020 года работы центрального рынка города Твери в связи с принудительным полным ограничением режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка на основании уведомления Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» от 27 декабря 2019 года № 39-3181.
10 января 2020 года на правлении Тверского облпотребсоюза была заслушана информация генерального директора ООО «Центральный рынок» Ткаченко С.Ю. о причинах приостановки работы рынка.
01 апреля 2014 года между ОАО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Центральный рынок» заключён договор энергоснабжения №. Точка поставки электрической энергии в приложении № 2 к договору была определена трансформаторная подстанция ТП № 318, принадлежащая сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро», в которой и находится узел учёта электрической энергии ООО «Центральный рынок».
Уведомлению ООО «Центральный рынок» о приостановке работы рынка с 30 декабря 2019 года и уведомлению о принудительном полном ограничении режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» от 27 декабря 2020 года № 39-3181 предшествовала немотивированная претензия Гарантирующего поставщика № 39-2971 от 06 декабря 2019 года о якобы образовавшейся задолженности в сумме 2 939 844 рубля 60 копеек, на которую общество отправило обоснованный отзыв № 60 от 25 декабря 2019 года.
Не разобравшись в обоснованности требования Гарантирующего поставщика, бывший генеральный директор ООО «Центральный рынок» Гейне С.С. перечислила ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» 1 147 357 рублей 53 копейки, в том числе текущие платежи в сумме 206 742 рублей 12 копеек.
Письмом от 11 августа 2015 года МУП «Тверьгорэлектро» уведомило Потребителя о том, что 13 августа 2015 года в 13:00 часов представителями сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» будет производиться инструментальная проверка прибора учета электрической энергии, расположенного в ТП-318, которая находится по адресу: город Тверь, набережная реки Тьмаки, дом 13, строение 2.
13 августа 2015 года была проведена инструментальная проверка представителем МУП «Тверьгорэлектро» и был составлен Акт № ИК7-613/08, где зафиксировано истечение срока госповерки трансформаторов тока тип Т-0,66, Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок) с указанием Потребителю заменить трансформаторы тока на новые, поверенные.
24 августа 2015 года представителями МУП «Тверьгорэлектро» был составлен Акт № ИК5-624/08 инструментальной проверки работы приборов учета, в котором зафиксировали, что узел учета электроэнергии пригоден к коммерческим расчетам и опломбировали, в том числе трансформаторы тока Т-0,66, Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок), прошедшие плановую поверку в ФБУ «Тверской ЦСМ».
В акте допуска от 26 августа 2019 года № ИК7-526/08 представителями сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» было определено, что к узлу учета электрической энергии № должен применяться трансформатор тока с расчетным коэффициентом учета 60, в связи с якобы имевшей место заменой трансформаторов тока с Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок) на Кт 300/5 с расчетным коэффициентом учета - 60 (шестьдесят).
Приборы узла учета электроэнергии, в том числе трансформаторы тока Т-0,66, Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета - 40 (сорок) являются собственностью ООО «Центральный рынок».
По заключению ФБУ «Тверской ЦСМ» после госповерки они были пригодны к коммерческим расчетам с августа 2015 года по август 2019 года и были опломбированы МУП «Тверьгорэлектро».
Представитель ООО «Центральный рынок» при работах по замене трансформаторов тока не присутствовал и акт не подписывал.
На установку трансформаторов тока 300/5 ООО «Центральный рынок» заявки не подавало, их приобретение и работы по их установке в РУК-0,4 кВт ТП-318 не оплачивало. Трансформаторы тока тип Т-0,60 Кт 300/5 на балансе ООО «Центральный рынок» не состоят. Доступа к узлу учета электрической энергии расположенного в ТГ1-318 у сотрудников ООО «Центральный рынок» нет.
По имеющимся у ООО «Центральный рынок» сведениям с августа 2015 года по август 2019 года проверки расчётного прибора учёта электроэнергии (измерительного комплекса), расположенного в трансформаторной подстанции ТП № 318, принадлежащей сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро», сотрудниками сетевой организации не проводились, акты проверок не составлялись.
По мнению истца, в действиях сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» наличествуют грубые нарушения «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04 мая 2012 года.
АО «АтомЭнергоСбыт» в течение трёх календарных лет не требовал от МУП «Тверьгорэлектро» ежегодного представления актов проверок расчётных приборов учёта Потребителя. Только 27 ноября 2019 года направил ООО «Центральный рынок» дополнительное соглашение с предложением изменить условия Договора, в том числе, Приложения № 3 «Перечень средств измерения и мест их установки» к Договору на Приложение № 3 в редакции от 27 ноября 2019 года, где и фиксируется замена расчётного коэффициента 40 на коэффициент 60.
АО «АтомЭнергоСбыт» не предоставил потребителю обоснованную необходимость замены трансформаторов тока, зафиксированных в Приложении № 3 к Договору энергоснабжения, с новым расчетным коэффициентом.
ООО «Центральный рынок» в данный период действовал с должной степенью осмотрительности и заботливости, в полном объёме и своевременно оплачивал потреблённую электроэнергию в соответствии со счетами, выставляемыми Гарантирующим поставщиком, в установленные сроки производил поверку и замену приборов узла учёта электроэнергии.
О замене трансформаторов тока 200/5, предусмотренных приложением № 3 к договору энергоснабжения от 01 апреля 2014 года №, на трансформаторы 300/5 потребитель не знал и не мог знать, так как свободного допуска к ТП-318 не имеет. Данный факт обнаружился только в августе 2019 года после поверки трансформаторов.
Корректировка оплат за электрическую энергию с расчетным коэффициентом 60 должна затрагивать только период с 09 августа 2019 года по 26 августа 2019 года, так как замена без необходимости пригодных к работе трансформаторов тока 200/5, предусмотренных приложением № 3 к договору энергоснабжения от 01 апреля 2019 года, на трансформаторы 300/5 производилась сетевой организацией в одностороннем порядке, без заявки потребителя и в его отсутствие. О факте названных работ ни Гарантирующий поставщик, ни Потребитель сетевой организации не уведомлялись. Проверки расчетного прибора учета № сетевой организацией с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года не осуществлялись.
Утверждение о задолженности является необоснованным, поскольку ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» был причинен вред незаконными действиями МУП «Тверьгорэлектро», при этом потребитель полностью и своевременно выполнял условия договора энергоснабжения.
По мнению истца, ущерб, причинённый АО «АтомЭнергоСбыт» за период с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года в сумме 2 939 844 рублей 60 копеек, должен быть возмещён виновной стороной - сетевой организацией МУП «Тверьгорэлектро».
Не подтвержденная гарантирующим поставщиком якобы образовавшаяся задолженность не может являться обстоятельством, при котором наступают последствия об ограничении режима потребления потребителя.
Определением Центрального районного суда города Твери от 26 февраля 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МУП «Тверьгорэлектро» и Тверской областной союз потребительских обществ.
В судебном заседании представители истца по доверенности – Кузнецова Н.М. и Бахвалова М.А. заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, полностью поддержали, просили суд их удовлетворить.
Истец Буробина В.Г. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика АО «АтомЭнегоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В отзыве на исковое заявление представитель АО «АтомЭнергоСбыт» просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что ООО «Центральный рынок» не были устранены причины планируемого ввода ограничения режима потребления электроэнергии (задолженность за электроэнергию не была погашена).
АО «АтомЭнергоСбыт» считает, что действия по уведомлению о предстоящем введении ограничения не являются злоупотреблением правом и для защиты своих имущественных прав не обязано использовать только судебный способ защиты взыскания задолженности.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, законные права которого нарушены, в выборе способов защиты и восстановления своих прав.
ООО «Центральный рынок» не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в связи с чем отсутствуют какие-либо основания для не применения введения как способа защиты нарушенного права.
Отношения АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Центральный рынок» носят договорной характер и возникли в сфере отношений гражданско-правового регулирования, при этом ограничение режима потребления является специальной формой ответственности за нарушение условий договора энергоснабжения.
Представитель ответчика ООО «Центральный рынок» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В отзыве на исковое заявление представитель ООО «Центральный рынок» просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Указывает, что вынужденные действия, совершенные ООО «Центральный рынок» по уведомлению «О временной приостановке с 30 января 2020 года работы Центрального рынка города Твери» из-за действий гарантирующего поставщика, были вызваны недопущением финансовых и материальных потерь, которые могли бы понести продавцы-арендаторы торговых мест на рынке (пайщики облпотребсоюза, фермеры, индивидуальные предприниматели), заранее разместившие скоропортящуюся продовольственную продукцию на складах и в холодильных камерах центрального рынка для организации новогодней торговли в январе 2020 года.
Утверждение о задолженности считает необоснованной, поскольку ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» был причинен вред незаконными действиями МУП «Тверьгорэлектро», при этом потребитель полностью и своевременно выполнял условия договора энергоснабжения.
По мнению Общества ущерб, причинённый Гарантирующему поставщику АО «АтомЭнергоСбыт») за период с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года в сумме 2 939 844 рубля 60 копеек должен быть возмещён виновной стороной - сетевой организацией МУП «Тверьгорэлектро».
Ограничение режима потребления вводится при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 2 Общих положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04 мая 2012 года.
В рассматриваемой ситуации не подтвержденная гарантирующим поставщиком якобы образовавшаяся задолженность общества не может являться обстоятельством, при котором наступают последствия об ограничении режима потребления Потребителя.
Представители 3-х лиц - МУП «Тверьгорэлектро» и Тверского областного союз потребительских обществ в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Нормативное регулирование отношений энергоснабжения закреплено в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу пунктов 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 названного Закона).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
В силу пункта 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04 мая 2012 года утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила).
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 11 августа 1994 года ООО «Центральный рынок» зарегистрировано в качестве юридического лица, единственным учредителем (участником) которого является Тверской областной союз потребительских обществ с размером 100% доли уставного капитала номинальной стоимостью 800 000 рублей.
ООО «Центральный рынок» было создано райпо-пайщиками Тверского облпотребсоюза для реализации мясомолочной и сельскохозяйственной продукции, заготсырья и изделий из него, производимых индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями.
Пайщики Тверского областного союза потребительских обществ совместно с фермерскими хозяйствами еженедельно организуют продажи сельскохозяйственных продуктов на территории ООО «Центральный рынок» города Твери.
Согласно протоколу 48 общего отчетно-выборного собрания представителей потребительских обществ Тверского облпотребсоюза от 01 ноября 2017 года истец является членом Совета Тверского областного союза потребительских обществ.
01 апреля 2014 года между ОАО «АтомЭнергоСбыт» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Центральный рынок» (Потребитель) был заключён договор энергоснабжения №, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретённую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Гарантирующий поставщик имеет право инициировать при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору (подпункт 2.2.1. пункта 2.2. договора энергоснабжения).
В силу пункта 2.3. договора энергоснабжения потребитель обязан принимать и оплачивать потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и размерах, установленных договором. Ежемесячно предоставлять Гарантирующему поставщику акт снятия показаний расчетных приборов учета, подписанный лицом, ответственным за снятие показаний приборов учета, а также представителями сетевой организации и (или) Гарантирующего поставщика в случае, если в соответствии с условиями настоящего договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета.
06 декабря 2019 года АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» направило в адрес руководителя ООО «Центральный рынок» претензию об оплате задолженности за поставленную электрическую энергию (мощность) в размере 2 939 844 рублей 60 копеек, образовавшейся за период с декабря 2016 года по август 2019 года (том 1 л.д. 20).
В ответ на данную претензию ООО «Центральный рынок» направило в адрес заместителя директора по техническому развитию ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» ответ о том, что после поверки трансформаторов было установлено, что к узлу учета электрической энергии № должен был применяться расчетный коэффициент 60. На основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 08 февраля 2016 года № БА01 сотрудниками МУП «Тверьгорэлектро» был опломбирован узел учета электрической энергии, расположенный в трансформаторной подстанции ТП № 318, принадлежащей сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро», в том числе и трансформаторы тока. В акте допуска прибора учета в эксплуатацию от 08 февраля 2016 года № БА01 был определен расчетный коэффициент 60. Собственник прибора учета и трансформаторов тока в данном акте не определен. Доступа к узлу учета электрической энергии, расположенного в ТП № 318 у сотрудников ООО «Центральный рынок» нет. Результат поверки от 08 февраля 2016 года № БА01 с изменением расчетного коэффициента с 40 на 60 энергосбытовой, энергоснабжающей организацией сотрудниками сетевой организации не был осуществлен. Проверки расчетного прибора учета № за период с 08 февраля 2016 года по 26 августа 2019 года не осуществлялось, поэтому корректировка оплат за электрическую энергию с расчетным коэффициентом 60 может затрагивать только указанный период (том 1 л.д. 22-24).
В связи с неисполнением/не надлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и/или услуг по передаче электрической энергии, в том числе по предварительной оплате, возникших из договора энергоснабжения от 01 апреля 2014 года, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» направило в адрес ООО «Центральный рынок» уведомление от 27 декабря 2019 года № 39-3181 об оплате до 30 января 2020 года задолженности в размере 1 999 228 рублей 59 копеек, одновременно предупредив потребителя о том, что после 12-00 часов 30 января 2020 года МУП «Тверьгорэлектро» будет принудительно введено полное ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения электроустановок (том 1 л.д. 18).
10 января 2020 года ООО «Центральный рынок» уведомило Правление Тверского областного союза потребительских обществ о временной приостановке работы центрального рынка города Твери с 12:00 часов 30 января 2020 года (том 1 л.д. 17).
По мнению истца, в действиях сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» имеются нарушения «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04 мая 2012 года.
Согласно пункту 152 Правил установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
В силу пункта 154 Правил в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом-девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
Согласно пункту 172 Правил проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.
В силу пункта 176 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.
Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
Представителем ответчика ООО «Центральный рынок» в отзыве на исковое указано на то, что МУП «Тверьгорэлектро» письмом № 1618 от 11 августа 2015 года уведомило Потребителя о том, что 13 августа 2015 года в 13:00 часов представителями МУП «Тверьгорэлектро» будет производиться инструментальная проверка прибора учета электрической энергии, расположенного в ТП-318, которая находится по адресу: город Тверь, набережная реки Тьмаки, дом 13, строение 2.
13 августа 2015 года была проведена инструментальная проверка представителями МУП «Тверьгорэлектро» и составлен Акт № ИК7-613/08, где зафиксировано истечение срока государственной поверки трансформаторов тока тип Т-0,66 Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета 40 с указанием Потребителю заменить трансформаторы тока на новые, поверенные.
24 августа 2015 года представителями МУП «Тверьгорэлектро» был составлен Акт № ИК5-624/08 инструментальной проверки работы приборов учета, в котором зафиксировали, что узел учета электроэнергии пригоден к коммерческим расчетам до августа 2019 года и опломбирован, в том числе трансформаторы тока Т-0,66 Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета 40, прошедшие плановую поверку в ФБУ «Тверской ЦСМ».
Как усматривается из материалов дела, 26 августа 2019 года представителями сетевой организации МУП «Тверьгорэлектро» был составлен Акт № ИК7-526/08, согласно которому к узлу учета электрической энергии № должен применяться расчетный коэффициент учета 60, в связи с заменой трансформаторов тока с Кт 200/5 на Кт 300/5.
Приборы узла учета электроэнергии, в том числе трансформаторы тока Т-0,66 Кт 200/5 с расчетным коэффициентом учета 40 являются собственностью ООО «Центральный рынок». По заключению ФБУ «Тверской ЦСМ» после государственной поверки они были пригодны к коммерческим расчетам с августа 2015 года по август 2019 года и были опломбированы МУП «Тверьгорэлектро».
Представитель ООО «Центральный рынок» при работах по замене трансформаторов тока не присутствовал. На установку трансформаторов тока 300/5 общество «Центральный рынок» заявки не подавало, их приобретение и работы по их установке в РУК-0,4 кВт ТП-318 не оплачивало. Трансформаторы тока тип Т-0,60 Кт 300/5 на балансе ООО «Центральный рынок» не состоят. Доступа к узлу учета электрической энергии расположенного в ТП-318 у сотрудников ООО «Центральный рынок» нет.
По имеющимся у ООО «Центральный рынок» сведениям с августа 2015 года по август 2019 года проверки расчётного прибора учёта электроэнергии (измерительного комплекса) потребителя, расположенного в трансформаторной подстанции ТП № 318, принадлежащей сетевой организации, сотрудниками сетевой организации не проводились, акты проверок не составлялись.
Указанные в отзыве на исковое заявление доводы представителя ответчика ООО «Центральный рынок» суд принимает во внимание, поскольку оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено, также как и доказательств о дате установки трансформаторов тока 300/5 в ТП № 318.
Суд, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что поскольку доказательств того, когда была произведена замена прибора учета и что потребитель при этом присутствовал, в материалы дела не представлено, то правовых оснований для начисления ООО «Центральный рынок» задолженности с расчетным коэффициентом учета - 60 у АО «АтомЭнергоСбыт» не имелось.
Доводы возражений представителя ответчика АО «АтомЭнергосбыт» сводятся к изложению правовой позиции данного ответчика и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по уведомлению о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии являются незаконными, как соответственно и действия по уведомлению ООО «Центральный рынок» от 10 января 2020 года о временной приостановке работы Центрального рынка города Твери, чем нарушают права и законные интересы истца, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Буробиной В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Центральный рынок», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» - удовлетворить.
Признать действия по уведомлению ООО «Центральный рынок» от 10 января 2020 года «О временной приостановке с 30 января 2020 года работы Центрального рынка города Твери» незаконными.
Признать действия по уведомлению тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии от 27 декабря 2019 года № 39-3181 «О принудительном полном ограничении режима потребления электроэнергии приборов и оборудования рынка» незаконными.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через путем Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2020 года.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина