УИД: 54RS0002-01-2019-001877-44
Дело № 2-1841/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2019 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Козловой Е. А.,
при помощнике судьи Волченском А. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании утратившим права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2, в котором просит признать её утратившей право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: ***, снять ответчика с регистрационного учёта по указанному адресу.
В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ***. С 20.01.2009 в данном жилом помещении зарегистрирована ответчик в качестве жильца. Однако с декабря 2010 года ответчик перестала проживать в данном помещении, её личных вещей в квартире нет. С тех пор ответчик обязательства по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняет, имеет иное место проживания. Препятствий на пользование жилым помещением ответчик не имел.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме с аналогичной аргументацией.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещался надлежащим образом по месту регистрации с учётом сведений отделения адресно-справочной работы № 11 УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области: *** (л.д. 16). Судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения, иными данными для извещения ответчика суд не располагает.
Согласно ст. 50 ГПК РФ в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, суд назначает адвоката в качестве представителя.
Назначенный судом в качестве представителя ФИО2 адвокат ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме, пояснила, что ответчик является дочерью истца, а значит членом семьи, и имеет право на проживание в квартире истца, доказательств выезда ответчика из квартиры и отсутствия в квартире личных вещей ответчика в материалах дела нет.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании 25.07.2019 (л.д. 57) пояснил, что является отцом ответчика, дочь не появлялась в квартире около семи лет, он с истцом, которая является его женой хотят переехать в другую местность, в связи с чем им необходимо продать квартиру.
Заслушав истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Помощник прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска ФИО5 в своём заключении указала, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку ответчик длительное время не проживает в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, коммунальные платежи не оплачивает, её личных вещей в квартире нет.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Согласно п.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
Установлено, что истцу ФИО1 и третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 на праве общей совместной собственности принадлежит квартира по адресу: ***, на основании договора от 20.11.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 6).
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из домовой книги, в ответе Отделения адресно-справочной работы № 11 УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области, ответчик ФИО2 зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире с 20.01.2009.
Исходя из пояснений лиц, участвующих в деле ФИО2 является дочерью ФИО1 и ФИО3 ФИО2 с 2010 года не проживает в квартире истца, контактов с родителями практически не поддерживает, место её жительства, номер телефона, место работы им неизвестны.
С целью установления места жительства ФИО2 и извещения её о рассматриваемом деле судом были сделаны запросы в различные государственные органы и организации.
Согласно базе данных Федеральной Информационной Системы ГИБДД — Модернизированной МВД России на имя ФИО2, **** года рождения, информация о зарегистрированных автомототранспортных средствах, о возбужденных делах, в том числе розыскных, о совершенных правонарушениях, о её месте нахождения отсутствует (л.д. 15).
По данным Информационного центра ГУ МВД России по Новосибирской области в отношении ФИО2, запрашиваемых сведений не имеется (л.д. 17).
Оперативно-справочная картотека ГИАЦ МВД России сведениями о ФИО2 не располагает (л.д. 32).
В региональной базе данных ОПФР по Новосибирской области на ФИО2 имеются сведения, составляющие пенсионные права, последние сведения для включения в индивидуальный лицевой счёт предоставлены страхователем АО «РТК» (г. Москва) за период с 01.10.2014 по 20.10.2014 (л.д. 33-34).
Кроме того, ФИО2, не является пользователем услугами связи ПАО «ВымпелКом» (мобильный оператор «Билайн») (л.д. 50), не является абонентом Сибирского филиала ПАО «МегаФон» (л.д. 53), не является абонентом ООО «Т2 Мобайл» (л.д. 60).
Учитывая изложенное, исходя из совокупности обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что ФИО2 в *** в г. Новосибирске не проживает, сведения о её месте нахождения отсутствуют.
ФИО2 является совершеннолетней, в связи с чем довод представителя ответчика о том, что ответчик приходится дочерью истцу и поэтому является членом её семьи, судом не принимается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из материалов дела судом не установлено наличие между ФИО1 и ФИО2 отношений, которые характеризовались бы указанными признаками.
Таким образом, семейные отношения между ФИО1 и ответчиком ФИО2 прекращены, в связи с чем ответчик является бывшим членом семьи собственника указанной квартиры и в силу ст. 31 ЖК РФ утратил право пользования данным жилым помещением.
Соглашение между истцом и ответчиком о пользовании квартирой не заключалось.
Исходя из пояснений истца, которые материалами не дела не опровергаются, с 2010 года ответчик в квартире не проживает, вселиться не пытается, расходов на содержание жилого помещения не несет.
Доказательства, которые опровергали бы доводы истца, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного исковые требования в части признания ответчика утратившим право пользования квартирой *** подлежат удовлетворению.
В то же время не могут быть удовлетворены исковые требования о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.
Согласно п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, обязанность снять ответчика с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу возникнет у органов регистрационного учета лишь после вступления в законную силу решения суда о признании ответчика утратившими (прекратившими) право пользования жилым помещением. В настоящее время права истца действиями (бездействием) регистрационного органа не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать ФИО2, **** года рождения, утратившей право пользования жилым помещением – квартирой ***.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Козлова Е. А.
Решение в окончательной форме принято 09 сентября 2019 года