Решение по делу № 2-319/2020 от 12.05.2020

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 09 июня 2020 года

Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Петрова А.С.,

при секретаре Егоровой Ю.Е.,

с участием помощника прокурора <адрес> Цыбы Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к ГОКУ «Окуловское лесничество» об обязании обеспечения очистки лесного участка,

установил:

Прокурор <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением ГОКУ «Окуловское лесничество» об обязании обеспечения очистки лесного участка.

В обоснование иска прокурор указывает, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки было установлено, что на участке лесного фонда в квартале <данные изъяты> участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в 60 метрах от автомобильной дороги «<данные изъяты>» по направлению движения из <адрес> в <адрес> по правой стороне в точке координат <данные изъяты>; имеются твердые отходы, отходы производства и потребления на площади 40 кв.м.

По мнению истца ГОКУ «Окуловское лесничество» должно очистить вышеуказанный лесной участок от имеющихся на нем отходов.

Определением Окуловского районного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Цыба Р.В. поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик ГОКУ «Окуловское лесничество» и третье лицо Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ввиду чего на основании ст. 167 ГПК РФ судом было определено рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных участников процесса.

Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации относит лесные участки в составе земель лесного фонда к федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В силу частей 1 и 3 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На территории <адрес> вышеуказанные полномочия возложены на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, ГОКУ «Окуловское лесничество».

В соответствии с частью 1 статьи 60.3. Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 14 «Правил санитарной безопасности леса», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Пунктом 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Согласно пункту <данные изъяты> Устава ГОКУ «Окуловское лесничество», утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , целью деятельности Лесничества является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> в сфере лесных отношений на подведомственной территории.

В силу пунктов <данные изъяты> указанного Устава для достижения указанных целей Лесничество осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет в пределах установленных законодательством РФ, законодательством <адрес> и настоящим Уставом на подведомственной территории мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; обеспечивает проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите лесов от вредных организмов.

Согласно рапорту помощника прокурора <адрес> ФИО2 в ходе осуществления надзорной деятельности обнаружена несанкционированная свалка отходов потребления, твердых отходов на участке лесного фонда в квартале <данные изъяты> участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в 60 метрах от автомобильной дороги «<данные изъяты>» по направлению движения из <адрес> в <адрес> по правой стороне в точке координат <данные изъяты>; на площади 40 кв.м.

Ответчик не отрицал наличие указанной свалки, что следует из письменного отзыва.

Выявленная свалка отходов производства и потребления находятся на землях лесного фонда, мероприятия по охране которых возложена на ответчика.

Причиной образования вышеуказанных свалов отходов, как считает суд явилось ненадлежащее исполнение ответчиком установленных Положением, Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации обязанностей по охране и защите лесов соответствующих категорий.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что ГОКУ «Окуловское лесничество» не было уведомлено о проведенной прокурором проверке, не может служить поводом для отказа в иске исходя из следующего.

Действительно частями 2 и 3 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае проверка, в том понятии, которое ей придано статьей 21 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратурой <адрес> не проводилась, поскольку свалка была выявлена непосредственно помощником прокурора ФИО2, что следует из его рапорта. Следовательно, обязанность о принятии прокурором соответствующего решения и уведомления проверяемого лица не требовалось. При этом имевшихся сведений о наличии свалки прокурору было достаточно, чтобы подать исковые заявление к ответчику.

Доводы ответчика об отсутствии денежных средств на ликвидацию свалки не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку связаны только с экономическими интересами ответчика. Ссылка ответчика на отсутствие у него лицензии на деятельность с отходами не исключает возможности ответчику заключить договор по очистке свалки и вывозу отходов со специализированной организацией.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, с учетом заявленных требований, характера и степени выполнения обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий и сроков, необходимых для его исполнения, а также финансовых возможностей ответчика, суд полагает определить указанный срок исполнения решения суда в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика в местный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

     Обязать ГОКУ «Окуловское лесничество» в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить очистку лесного участка, расположенного в квартале <данные изъяты> участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в 60 метрах от автомобильной дороги «<данные изъяты>» по правой стороне направления движения из <адрес> в <адрес> в точке координат N <данные изъяты>; от отходов на площади 40 м2.

Взыскать с ГОКУ «Окуловское лесничество» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                              А.С. Петров

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                              А.С. Петров

2-319/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Окуловского района
Ответчики
ГОКУ "Окуловское лесничество"
Другие
Министрерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Дело на странице суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Подготовка дела (собеседование)
21.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
14.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2020Подготовка дела (собеседование)
21.05.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее