Решение по делу № 2а-531/2019 от 25.04.2019

84RS0001-01-2019-000518-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2019 года      г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Улановой О.К.,

при секретаре Портнягиной Ю.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело №2а-531 по административному исковому заявлению администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных производств неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю Даниловой Елене Алексеевне и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее администрация района) обратилась в суд с административным иском к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных производств неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю Даниловой Е.А. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая на то, что администрация района является должником по исполнительному производству возбужденному 11.12.2018 на основании исполнительного листа от 01.11.2018, выданного Дудинским районным судом по делу , о возложении обязанности предоставить Чунанчару М.А. благоустроенное применительно к условиям г.Дудинка жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требования, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка». Исполнить решение суда в установленный срок администрация района не имела возможность, поскольку финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Субвенция на приобретение жилого помещения для Чунанчара М.А. в 2018 году не была предусмотрена, что подтверждается соглашением от 15.02.2018, заключенным между администрацией района и министерством образования Красноярского края. В соответствии с Порядком распределения нераспределенных остатков средств субвенций бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2012 №241-п, администрация района 08.11.2018 обратилась в министерство образования Красноярского края по вопросу выделения дополнительных субвенций, необходимых для исполнения решения суда об обеспечении жилым помещением Чунанчара М.А. Министерство образования Красноярского края письмом от 14.12.2018 сообщило, что в настоящее время дополнительных средств нет, в министерство финансов Красноярского края направлено письмо о выделении дополнительных средств. Соглашением на 2019 год № 60 от 11.03.2019, заключенным между администрацией района и министерством образования Красноярского края, субвенция на приобретение жилого помещения для Чунанчара М.А. также не предусмотрена. Приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, осуществляется путем закупки жилых помещений в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Процедура по приобретению жилого помещения занимает около двух месяцев при условии, что торги состоятся с первого раза. Ответчик от исполнительского сбора истца не освободил и постановлением от 22.03.2019 №24097/19/9033 установил исполнительский сбор в размере 50 000 руб., от уплаты которого истец просит освободить в соответствии ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

    В качестве заинтересованного лица на стороне ответчика по делу привлечен взыскатель по исполнительному производству – Чунанчар М.А.

    В судебное заседание представитель административного истца – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д.22). Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца (л.д.35).

Административные ответчики – представители управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных производств неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, и судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных производств неимущественного характера по г.Красноярску УССП России по Красноярскому краю Данилова Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом посредством направления извещения заказными письмами и электронной почтой (л.д.23, 25-27). Заявления о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении рассмотрения дела от административных ответчиков не поступали.

Заинтересованное лицо Чунанчар М.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д.24, 41), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражает (л.д.40).

    В соответствии с положениями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), учитывая, что явка в судебное заседание сторон обязательной не является, судом таковой не признана, стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства не представили, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке упрощенного производства.

    Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

    В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

    Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

    Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

    Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительского производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла, неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

    По смыслу приведенных норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности, и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Как установлено, решением Дудинского районного суда Красноярского края от 24 июля 2018 года, вступившим в законную силу 10 октября 2018 года, на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района возложена обязанность предоставить Чунанчару М.А. благоустроенное применительно к условиям г.Дудинка жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (л.д.29-32).

На основании исполнительного листа серии , выданного 01 ноября 2018 года Дудинским районным судом, судебным приставом исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных производств неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю 11 декабря 2018 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника - администрации Таймырского района в пользу взыскателя – Чунанчара М.А. Должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - пять дней с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д.34).

Копия постановления получена должником, согласно штемпелю входящей корреспонденции 11 января 2019 года (л.д.34).

22 марта 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. по вышеуказанному исполнительному производству постановлено о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа (л.д.7).

В соответствии со статьей 1 и пунктом «б» части 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий органы местного самоуправления на осуществление переданных им государственных полномочий получают субвенции из краевого бюджета.

Частью 5 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка распределения нераспределенных остатков средств субвенций бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 ««О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для получения средств субвенций за счет нераспределенного остатка средств глава администрации муниципального района, в течение текущего года направляет в министерство образований Красноярского края обращение с просьбой выделить дополнительный объем субвенций в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

15 февраля 2018 года до вынесения решения суда между министерством образования Красноярского края и администрацией района было заключено соглашение о предоставлении субвенций на реализацию Закона от 24.12.2009 №9-4225 и предоставление в 2018 году детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, специализированных жилых помещений (л.д.15-18).

Чунанчар М.А., включенный 24 марта 2017 года министерством образования Красноярского края в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированных жилых помещений (л.д.33), в список на получение специализированного жилого помещения в 2018 году, сформированный на основании заключенного соглашения, включен не был (18).

16 октября 2018 года после вступления решения суда в законную силу между министерством образования Красноярского края и администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого района было заключено дополнительное соглашение о предоставлении субвенций на реализацию Закона от 24.12.2009 №9-4225 в 2018 году, список лиц указанной категории на получение специализированного жилого помещения в 2018 году был увеличен. Однако Чунанчар М.А. в данный список вновь включен не был (л.д.9-10).

08 ноября 2018 года до возбуждения исполнительного производства администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района обратилась в министерство образования Красноярского края за выделением дополнительного объема субвенций из краевого бюджета для исполнения решения суда и обеспечения Чунанчара М.А. жилым помещением (л.д.8).

Министерство образования Красноярского края на основании обращения должника до 14 декабря 2018 года обратилось в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда администрацией Таймырского района на приобретение жилого помещения, в том числе Чунанчар М.А. ( л.д.19). Однако, на обращение министерства образования министерством финансов дополнительные средства на приобретение жилых помещений в 2018 году, в том числе, Чунанчар М.А., не были выделены.

Соглашением на 2019 год от 11.03.2019, заключенным между администрацией района и министерством образования Красноярского края, субвенция на приобретение жилого помещения для Чунанчара М.А. также не предусмотрена (л.д.11-14).

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого района были предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, о чем свидетельствует обращение в министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении субвенций для обеспечения Чунанчара М.А. жильем. Неисполнение решения суда в установленный пятидневный срок обусловлена длительностью процедуры получения субвенций из краевого бюджета для исполнения решения и отсутствием в распоряжении должника жилого помещения, которое могло быть предоставлено взыскателю в установленный срок, что свидетельствует о том, что решение суда не исполнено должником по объективным причинам, при отсутствии виновного, противоправного бездействия должника.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от взыскания исполнительского сбора.

На основании части 8 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", решение подлежит обращению к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    Административный иск администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить.

    Освободить администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. от 22 марта 2019 года по исполнительному производству , возбужденному 11 декабря 2018 года.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в 15-дневный срок, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья                                О.К. Уланова

    

2а-531/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ТДНр
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных производств неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю
судебный пристав-исполнитель Данилова Е. А. УФССП Росии по Красноярскому краю
Управление Федеральной Службы судебных приставов по Красноярскому краю
Другие
Чунанчар Максим Алексеевич
Суд
Дудинский районный суд Ставропольского края
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация административного искового заявления
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив
06.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее