Дело № 2-3832/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.07.2017 г. г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к МВД по РД о признании членами семьи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании членами семьи своих внуков, указав, что он проработал в органах внутренних дел более 27 лет и состоит в очереди на получение жилья. Ответчик заявил, что жилье будет предоставлено ему с учетом членов семьи супруги и двоих детей, а внуки (дети сына), проживающие с ним, не являются членами его семьи и не будут включены в состав семьи.
Вместе с истцом проживают его супруга ФИО9X., сын ФИО8, который не имеет своего жилья, мать детей находится с ним в разводе, алименты детям не выплачивает. Ведут общее хозяйство, внуки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находятся на иждивении истца.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», усматривается, что для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане ( например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации (брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания названных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется установление не только юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Из вышеуказанной позиции Верховного Суда РФ и жилищного законодательства следует, что для признания членами семьи нанимателя (собственника) жилья необходимо волеизъявление последнего на вселение указанных лиц как членов своей семьи, совместное проживание их и ведение общего хозяйства.
При определении круга лиц, относящихся к членам семьи сотрудника органов внутренних дел-участника подпрограммы, следует руководствоваться п.2 ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за №- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудника ОВД РФ....», согласно которому членами семьи сотрудника и гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД, и лицам, находящиеся (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего ФЗ, считаются лица находящиеся (находившимися) на полном содержании сотрудника (гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД) или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Внуки нетрудоспособны, получают от истца постоянную помощь, являющуюся для них основным источником средств к существованию.
Кроме того, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО9 (супруги) установлено, что внуки проживают с истцом и являются членами семьи.
Ответчик отказывается включить внуков в список очереди на получения жилья.
Истец просит суд признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами своей семьи и обязать ответчика включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц для получения жилья.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО9 исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности ФИО10 представила возражения на иск, в которых просила в иске отказать по следующим основаниям. Статьей 31 Жилищного Кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Исходя из вышеуказанного, другие родственники, кроме супруга (супруги), детей и родителей, и иные лица могут быть признаны членами семьи только в исключительных случаях. Обоснование «исключительности», при этом, лежит на истце.
Вместе с тем, круг лиц, подпадающих под определение членов семьи в целях реализации социальных прав сотрудников ОВД установлен Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 247-ФЗ (далее: «ФЗ №»)
Согласно ч.2 ст.1 ФЗ № членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федератьного закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие з зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет. дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Под иждивением понимается обеспечение нетрудоспособного (больного, престарелого, несовершеннолетнего и т.п.) человека средствами, необходимыми для существования. В свою очередь, иждивенцы - это лица, которые находятся на содержании другого лица, получают от него постоянную помощь, являющуюся для них основным источником средств к существованию.
Законодательное определение рассматриваемого понятия содержится в ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", где сказано, что члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (данные положения продублированы также пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении).
В сформулированном определении данного понятия указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи военнослужащего, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, считаются состоящими на их иждивении:
а) первое условие: полное содержание военнослужащим членов семьи. Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи в данном случае получают содержание только от военнослужащего, т.е. они не получают материальной поддержки от других лиц. а доходы, имущество военнослужащего являются единственным источником средств для их существования;
б) второе условие: помощь военнослужащего членам семьи является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь военнослужащего членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени, т.е. эта помощь является не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий военнослужащего должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 80 СК РФ обязанность содержать своих несовершеннолетних детей возлагается на родителей. Соответственно, это обязанность ФИО8, содержать своих детей.
2. Действия ФИО7 A.M. связанные с признанием дополнительных лиц в качестве членов семьи в целях увеличения жилищных прав (требований) могут трактоваться как намеренное ухудшения своих жилищных условий. Несмотря на то, что ЖК РФ не содержит конкретного перечня вышеуказанных действий, но ФЗ № при вопросах получения единовременной социальной выплаты относит к их числу следующие действия связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В обоснование своих требований ФИО7 представил в приложении к исковому заявлению копию решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому членами семьи истца были признаны его внуки.
Центральная жилищно-бытовая комиссия МВД по <адрес> действий по включению на основании указанного решения упомянутых членов семьи не произвело. Данное решение при определении состава семьи заявителя принято во внимание не было, так как в ходе судебного разбирательства по данному делу об установлении юридического факта МВД по <адрес> в качестве заинтересованного лица привлечено не было.
Так как в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение. установление определенного факта является условием для предоставления определенного права заявителю, что неизбежно влечет за собой возникновение соответствующей обязанности у других участников соответствующих материальных правоотношений, то законодателем в ч. 2 ст. 263 ГПК установлена обязанность суда привлекать в соответствующий судебный процесс всех субъектов возникающих правоотношений в качестве заинтересованных лиц.
В связи с тем, что вышеуказанное произведено не было, то и обязанности у МВД по <адрес> по исполнению существующего судебного акта не возникло.
ФИО7 состоит в очереди с составом семьи - 4 человека. Кроме того, по запросу Правового отдела на судебное разбирательство представлен ответ с Управления организации тылового обеспечения (от ДД.ММ.ГГГГ за исх №) также подтверждающий, что состав семьи ФИО7 на учете содержат 4 человека. Дочь истца с течением времени была исключена из данного списка.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО10 просила в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно справке управления по организации тылового обеспечения МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № истец состоит в списке общей очереди сотрудников аппарата МВД по РД на получение и улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ за № в составе семьи 4-х человек.
Судом установлено, что ответчик не включает в указанный список внуков истца (детей его сына) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Внуки истца к категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не относятся.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Представленное истцом решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по заявлению ФИО9 об установлении юридического факта, которым ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признаны членами ее семьи, не может быть принято в обоснование доводов истца ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
МВД по РД не участвовало в деле по заявлению ФИО9 об установлении юридического факта, в связи с чем выводы указанного решения суда не являются для ответчика обязательным.
Кроме того, суд исходит из того, что с учетом различных целей правового регулирования понятие члена семьи, приведенное в Жилищном кодексе РФ, отличается от определения категории членов семьи, приведенного в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не представил доказательств того, что материальная помощь, получаемая внуками от него, является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Внуки истца не могут считаться находящимися на его иждивении, поскольку имеют родителей, обязанных в соответствии со ст. 80 СК РФ содержать своих детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований о признании ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами своей семьи и обязании ответчика включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц для получения жилья отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев