Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шали, 18 декабря 2019 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Зайнетдинова М.Б.,
при секретаре Абдулкаримовой М.М.,
с участием помощника прокурора Шалинского района ЧР Магомадовой М.С-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шалинского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № г.Шали» об обязании устранить выявленные нарушения,
установил:
Заместитель прокурора Шалинского района ЧР обратился в суд с иском в защиту в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № г.Шали» об обязании устранить выявленные нарушения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Шалинского района проведен анализ исполнения законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении них, противодействии вовлечению детей в совершение преступлений, антиобщественных действий, в ходе которого в деятельности МБОУ (далее - Учреждение) выявлены нарушения закона, требующие принятия мер к их устранению. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно подпунктам 15, 15.1 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ. Приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 № утверждена Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (далее - Концепция). Согласно п. 2 приложения 2 Концепции заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники, школьный врач осуществляют: разработку и модификацию образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни; превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ; разработку и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Организация условий для проведения - на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Согласно ст. 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В силу ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ) основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы, осуществляющие управление в сфере образования. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении с привлечением к данной работе при необходимости психологов органов образования, медицинских и социальных учреждений. В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 120-ФЗ ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 4 закона Чеченской Республики от 24.06.2014 №-рз «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» образовательные организации осуществляют отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проверка показала, что в Учреждении вышеназванные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом. В частности, отсутствует отчет об исполнении плана совместных мероприятий подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Шалинскому району ЧР и Учреждения по профилактике правонарушений учащихся на 2017-2018 учебный год, разработанного в соответствии с требованиями Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 15.10.2013 №. Справки об исполнении пунктов совместного плана мероприятий за истекший период 2018-2019 учебного года отсутствуют. Также, установлено, что Учреждением профилактические беседы, лекции и классные часы с привлечением психологов органов образования, медицинских и социальных учреждений, с обучающимися детьми и их родителями в образовательном учреждении не проводятся, работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также по выявлению подростков группы риска, склонных к суицидальному поведению осуществляется ненадлежащим образом. Образовательные программы, ориентированные на формирование ценностей здорового образа жизни; на предупреждение употребления психоактивных веществ; обучающие программы-тренинги активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, не разработаны. Мониторинг распространенности употребления психоактивных веществ, в целях систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию, не осуществляется. Не организовано взаимодействие специалистов в форме семинаров, проблемных групп, деловых групп и др., информирование родителей о причинах, мотивах, особенностях суицидального поведения подростков, заполнение анкет «Факторы риска развития кризисного состояния» не осуществляется. Кроме того, в учреждении информация о едином общероссийском номере детского телефона доверия в наглядном месте не вывешена, а также меры направленные на его распространении среди детей и взрослых, в том числе посредством размещения на официальном сайте учреждения в сети «Интернет» не приняты. Образовательное учреждение имеет значительные возможности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, суицидального поведения детей, так как работники образовательного учреждения находятся в непосредственном контакте с обучающимися и с их родителями (законными представителями) в течение длительного времени. Следует отметить, что в апреле 2019 года, в адрес руководителя Учреждения вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства о профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, однако проведённый анализ свидетельствует о том, что указанные меры являются недостаточными. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика директор МБОУ «СОШ № г.Шали» в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении директор МБОУ «СОШ № г.Шали» Салаватова А.Д. требования прокурора признала полностью последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, ей известны и понятны. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя МБОУ «СОШ № г.Шали».
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит заявление прокурора Шалинского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно – правовому акту.
В силу ст. 39 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, а поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает, что признание МБОУ «СОШ № г.Шали» требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора Шалинского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № г.Шали» об обязании устранить выявленные нарушения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать МБОУ «СОШ № г.Шали» регулярно проводить:
- профилактические беседы, лекции и классные часы с привлечением психологов органов образования, медицинских и социальных учреждений, с обучающимися и их родителями, а также организовать работу по выявлению подростков группы риска, склонных к совершению противоправных деяний;
- мониторинг распространенности употребления психоактивных веществ, в целях систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер;
- исполнить план совместных мероприятий подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Шалинскому району ЧР и Учреждения по профилактике правонарушений учащихся.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий (подпись) М.Б. Зайнетдинова
Копия верна:Судья М.Б. Зайнетдинова