Решение по делу № 33а-3077/2019 от 07.05.2019

Верховный Суд Республики Дагестан

судья Хаваев А. Г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июня 2019 г. по делу N 33а-3077/2019, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ашурова А. И.,

судей Абдулхалимова М. М. и Гончарова И. А.,

при секретаре Алиомаровой М. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончарова И. А. апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Дагестан Караченцева С. В. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 27 марта 2019 года по административному делу по административному иску Магомедова М. А. к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Выслушав доклад судьи ВС РД Гончарова И. А., представителя административного ответчика – Правительства Республики Дагестан Курбаналиева Ю. М., представителя административного истца Алибекова М. Б., судебная коллегия

установила:

Магомедов М.А. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 05:40:000039:1917, площадью 811,5 кв. м., расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, пр. А. Акушинского д. № 34 «С», равной его рыночной стоимости в размере 1505000 руб.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении принадлежащего ему земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.

Представитель административного истца Алибеков М.Б. в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнил и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере 3158634 рублей, т.е. в размере, определенном заключением проведенной по делу повторной судебной оценочной экспертизы.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 27 марта 2018 года постановлено: «административное исковое заявление Магомедова М.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000039:1917, площадью 811,5 кв. м., расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, пр. А. Акушинского д. № 34 «С», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 3 158 634 руб., на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000039:1917, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 20 ноября 2018 года».

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – Правительства Республики Дагестан Караченцев С. В. просит вынесенное судом решение отменить, указывая в обоснование своих доводов на то, что судом первой инстанции дана неверная оценка обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю. М. поддержал апелляционную жалобу.

Представитель административного истца Алибеков М. Б. просит судебную коллегию отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда – оставить без изменения.

Представители административного ответчика Управления Росреестра по Республике Дагестан, заинтересованных лиц Администрации ГОсВД «город Махачкала», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по РД, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание коллегии по административным делам Верховного суда РД не явились. В связи с этим, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), заслушав объяснения представителя Правительства Республики Дагестан Курбаналиева Ю.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Магомедова М. А. Алибекова М. Б., просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 05:40:000039:1917, площадью 811,5 кв. м., расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, пр. А. Акушинского д. № 34 «С».

Согласно представленной в суд выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 сентября 2018 года, в отношении принадлежащего Магомедову М.А. земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 5 632 694,54 руб..

Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Магомедов М.А. обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Как усматривается из материалов административного дела, принадлежащий Магомедову М.А. земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.01.2009 г.

Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13, был составлен по состоянию на 01 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего Магомедову М.А. земельного участка, является дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 01 декабря 2012 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 6 ноября 2018 года № 18/11-245, выполненный оценщиком ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования» Ильясовым А.А., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000039:1917, по состоянию на 01.12.2012 г. составляла 1 505 000 руб.

Исследовав представленный отчет, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что он не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости.

Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов представленного в суд отчета о рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, для выяснения этого вопроса по ходатайству представителя административного ответчика - Правительства РД, по делу была назначена экспертиза, проведение которой поручено специалисту – оценщику ИП Абдуллаевой С. С., в соответствии с заключением которой от 8 февраля 2019 года № 350/ЗУ – 19 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла 11 740 000,00 рублей.

Допрошенный судом эксперт Абдуллаева С.С.., предупрежденная об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, изложенные в её заключении выводы о размере рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка полностью подтвердила.

Однако, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка, определённая экспертом - ИП Абдуллаевой С.С., почти в два раза превышает оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость (5 632 694,54 руб.), выводы заключения экспертизы эксперта - ИП Абдуллаевой С.С. от 08.02.2019 г. вызывали у суда первой инстанции сомнения в их обоснованности, связи с чем, по ходатайству представителя административного истца Алибекова М.Б. судом была назначена повторная экспертиза, производство которой поручена ООО АК «ЦЕСТРИС -АУДИТ».

Заключением эксперта ООО АК «ЦЕСТРИС -АУДИТ» Гасанова М.Д. №1203/Э от 12 марта 2019 года рыночная стоимость указанного земельного участка определена в размере 3 158 634 рублей.

Допрошенный судом эксперт Гасанов М.Д., предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, изложенные в его заключении выводы о размере рыночной стоимости принадлежащего Магомедову М.А. земельного участка полностью подтвердил.

Оценивая указанное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции признал допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. по состоянию на 01.12.2012 г.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной по делу повторной экспертизы, административными ответчиками в суд первой инстанции не было представлено, ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка не заявлялось.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Магомедову М.А. земельного участка в размере, установленном заключением эксперта №1203/Э от 12 марта 2019 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 3 и 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления лицом считается дата обращения в суд 20 ноября 2018 года.

Доводы апелляционной жалобы, о том, что кадастровая стоимость первоначально была определена правильно, а снижение этой стоимости в соответствии с указанным заключением повторной экспертизы произведено неверно, стоимость стала заниженной, судебная коллегия считает необоснованными. Судом первой инстанции аналогичные доводы были проверены в ходе судебного заседания, в связи с чем судом была назначена оценочная экспертиза и взято за основу заключение повторной экспертизы. При этом суд дал оценку доказательствам, представленным сторонами по делу, и пришел к объективному выводу, что указанные доводы административных ответчиков и заинтересованного лица, не подтверждены какими-либо доказательствами и справедливо отверг их.

Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Дагестан Караченцова С. В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-3077/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Гончаров Игорь Алексеевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
11.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее