Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 2 июля 2019 года
дело №2а-1858/2019
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Палтыреве Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области к Тюменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тюменского РОСП Колосницыной Марии Игоревне об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тюменского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что решением Тюменского районного суда Тюменской области от 20.04.2017 по гражданскому делу № 2а-1237/2017 по иску собственников земельных участков Чикчинского муниципального образования Тюменского района в лице адвоката Карпова А.А. к Администрации Тюменского муниципального района, администрации Чикчинского МО о признании незаконным бездействия ответчиков, выраженных в отказе от осуществления дорожной деятельности, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность и обеспечить истцов подъездными путями к участкам, требования иска удовлетворены частично. Бездействие Администрации и администрации Чикчинского МО по исполнению обязанности в части осуществления дорожной деятельности и содержания автомобильных дорог в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области признаны незаконными, судом возложены обязанность по обеспечению строительства автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов, решение суда вступило в законную силу. В адрес Администрации 24.04.2019 поступило постановление судебного пристава – исполнителя Тюменского районного отдела судебных приставов УФССП по Тюменской области Колосницыной М.Г. о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 94877/17/72007-ИП, возбужденному 10.01.2018 на основании исполнительного листа № ФС 020163789 от 28.09.2017 об обеспечении строительства автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. С постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласен, поскольку для осуществления строительства автомобильных дорог необходимо выполнение ряда обязательных процедур (инженерные изыскания, разработка проектной документации, подготовка площадки под строительство, осуществление строительства дорог, тротуаров и дорожного освещения). Учитывая объем и продолжительность подготовительных работ, необходимых для реализации строительства, исполнить решение в краткосрочной перспективе не возможно. Администрация приступила к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области от 20.04.2017, проведен ряд мероприятий. Распоряжением Администрации 25.02.2019 № 149 утверждена методика формирования рейтинга очередности разработки проектной документации и последующего строительства дорог. Согласно данной методике, после утверждения сводного перечня площадок для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района, мероприятия по разработке проектной документации и строительству дорог в срок до двух месяцев со дня издания распоряжения включаются в программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципальных образований Тюменского муниципального района. В соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от 07.03.2019 № 169-од принято решение в срок до 31.01.2020 подготовить документацию по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) Тюменского муниципального района, для размещения объекта, инженерная подготовка площадки для жилищного строительства д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог. Распоряжением Администрации от 14.03.2019 № 225 ро утвержден перечень площадок для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района 2019 год. Решением Думы Тюменского муниципального района от 27.02.2019 № 430 внесены изменения в решение Думы Тюменского муниципального района 14.12.2018 № 417 «Об утверждении бюджета муниципального образования Тюменский муниципальный район на 2019 год и плановый период 2020 – 2022 годов. Согласно распоряжению Администрации «О направлении средств» от 25.03.2019 № 274ро департаменту градостроительства, имущественных отношений и жилищно – коммунального хозяйства Администрации для МКУ «Служба заказчика Тюменского района» направлено 6 093 673 рубля на разработку проектной документации, проведение изыскательских работ по объекту «Инженерная подготовка площадки жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального района Тюменского муниципального района. Строительство дорог». Также согласно плану мероприятий (дорожной карте) от 02.04.2019 проводятся мероприятия по подготовке аукционной документации на проведение работ по разработке проектной документации по строительству автомобильных дорог тротуаров и уличного освещения на площадке ИЖС. Сведения о закупке размещены 04.04.2019 в единой информационной системе в сфере закупок. В соответствии с планом закупок сформирован план – график и 12.04.2019 размещен в единой информационной системе. После чего в течение 50 дней будет проведен аукцион на выполнение работ по разработке проектной документации по строительству автомобильных дорог, тротуаров, уличного освещения на площадке ИЖС в д. Якуши. В срок до 24.06.2019 будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации по строительству автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения на площадке ИЖС в д. Якуши. Срок выполнения работ по муниципальному контракту до 01.08.2020. Таким образом, Администрацией принимаются все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда, в силу объективных причин исполнить требование судебного акта в короткие сроки не представляется возможным. 28.02.2018 в адрес судебного пристава – исполнителя Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области, 19.07.2018 в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области были направлены письма, согласно которым исполнить решение суда в короткий срок не представляется возможным в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур. 17.04.2019 в адрес Администрации поступило требование от 12.04.2019 № 72007/19 судебного пристава – исполнителя Колосницыной М.Г., согласно которому в 7-ми дневный срок со дня поступления указанного требования необходимо приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области. Согласно представленным материалам, Администрация на момент получения указанного требования уже приступила к исполнению судебного акта, в частности были выделены денежные средства на разработку проекта планировки и межевания территории, а также проектной документации на строительство дорог, подготовлена аукционная документация на проведение работ по разработке проекта документации по строительству автомобильных дорог, уличного освещения, тротуаров, проводятся закупки на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство автомобильных дорог, уличного освещения, тротуаров. 19.04.2019 в Тюменский районный суд Тюменской области было направлено заявление от 18.04.2019 № 367 о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. Административный истец считает, что судебным приставом – исполнителем преждевременно было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, просит освободить Администрацию Тюменского муниципального района от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 94877/17/72007-ИП от 10.01.2018 по исполнительному листу № ФС 020163789 от 28.09.2017.
Представитель административного истца Администрации Тюменского муниципального района – Межецкая Ю.М., действующая по доверенности (л.д.107), поддержала заявленные требования в полном объеме, суду пояснила, что в 2018 году были предпринятые меры по исполнению решения суда.
Представители административных ответчиков - Тюменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области, судебный пристав – исполнитель Колосницына М.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебный пристав – исполнитель Колосницына М.И. направила в суд возражения на административное исковое заявление в письменном виде, которыми просила в удовлетворении требований отказать, по доводам, изложенным в возражениях, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо Коротенко С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не сообщил.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 20.04.2017 года Тюменским районным судом Тюменской области по коллективному административному исковому заявлению собственников земельных участков в Чикчинском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области в лице адвоката Карпова А.А. к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконными бездействия ответчиков, выраженных в отказе от осуществления дорожной деятельности, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность и обеспечить истцов подъездными путями к участкам было вынесено решение, согласно которому постановлено: Коллективное административное исковое заявление удовлетворить частично; Признать незаконным бездействие администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района по исполнению обязанностей в части осуществления дорожной деятельности и содержания автомобильных дорог в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области. Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов Гимаева Дамира Асхатовича, Бровиной Натальи Владимировны, Денисова Александра Ивановича, Чичель Евгения Александровича, Тоболкиной Ирины Александровны, Матеховой Анжелики Евгеньевны, Николаева Геннадия Ивановича, Глебова Сергея Юрьевича, Кесель Екатерины Евгеньевны, Мясниковой Жанны Александровны, Ильиной Татьяны Сергеевны, Кротенко Сергея Владимировича, Падерина Николая Викторовича, Гусаловой Анны Викторовны, Тарболина Сергея Анатольевича, Мумлевой Татьяны Игоревны, расположенным на улицах Куприна, Ахмерова, А. Хасанова, Искандерова, Х. Ниатбакова, Кудрина, Цветочная, пер. 2-й Кутузова, участок 29/с в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение суда вступило в законную силу 23.08.2017 (л.д. 9-12).
10.01.2018 судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 94877/17/71007-ИП на основании исполнительного документа № ФС № 020163789 от 28.09.2017, предмет исполнения: Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Взыскателем указан Кротенко С.В. (л.д. 13-14).
28.02.2018 в адрес судебного пристава – исполнителя Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области, 19.07.2018 в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области были направлены письма, согласно которым исполнить решение суда в короткий пятидневный срок не представляется возможным в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур (л.д. 15-19).
Распоряжением Администрации 25.02.2019 № 149 утверждена методика формирования рейтинга очередности разработки проектной документации и последующего строительства дорог на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района (л.д. 20).
Согласно данной методике, после утверждения сводного перечня площадок для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района, мероприятия по разработке проектной документации и строительству дорог в срок до двух месяцев со дня издания распоряжения включаются в программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципальных образований Тюменского муниципального района (л.д. 21-23).
В соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от 07.03.2019 № 169-од принято решение в срок до 31.01.2020 подготовить документацию по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) Тюменского муниципального района, для размещения объекта, инженерная подготовка площадки для жилищного строительства д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог (л.д. 31).
Распоряжением Администрации от 14.03.2019 № 225 ро утвержден перечень площадок для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района 2019 год (л.д. 40).
Решением Думы Тюменского муниципального района от 27.02.2019 № 430 внесены изменения в решение Думы Тюменского муниципального района 14.12.2018 № 417 «Об утверждении бюджета муниципального образования Тюменский муниципальный район на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов» (л.д. 24-25).
Согласно распоряжению Администрации «О направлении средств» от 25.03.2019 № 274ро департаменту градостроительства, имущественных отношений и жилищно – коммунального хозяйства Администрации для МКУ «Служба заказчика Тюменского района» направлено 6 093 673 рубля на разработку проектной документации, проведение изыскательских работ по объекту «Инженерная подготовка площадки жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального района Тюменского муниципального района. Строительство дорог» (л.д. 48).
Также согласно плану мероприятий (дорожной карте) от 02.04.2019 проводятся мероприятия по подготовке аукционной документации на проведение работ по разработке проектной документации по строительству автомобильных дорог тротуаров и уличного освещения на площадке ИЖС (л.д. 49-50).
Сведения о закупке размещены 04.04.2019 в единой информационной системе в сфере закупок. (л.д. 51-53).
12.04.2019 судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницыной М.И. в адрес должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области направлено требование № 72007/19 о необходимости в 7-ми дневный срок со дня поступления настоящего требования приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области по делу № 2а-1237/2017, вступившему в законную силу 23.08.2017 (л.д. 54).
18.04.2019 Администрацией Тюменского муниципального района в Тюменский районный суд Тюменской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 20.04.2017 по административному делу № 2а-1237/2017.
23.04.2019 в Тюменский РОСП УФССП по Тюменской области на имя начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области Администрацией Тюменского муниципального района вручено сообщение о невозможности исполнения требования № 72007/19 от 12.04.2019 в сроки, установленные в нем, поскольку в настоящее время исполнение требований исполнительного производства № 98679/17/72007-ИП не представляется возможным, поскольку для строительства дорог необходимо выполнить ряд обязательных, длительных процедур, доведена информация об обращении в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 20.04.2017 (л.д. 59-61).
24.04.2019 судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области в отношении должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление № 72007/19/722206 о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей (л.д.7-8).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В силу части 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Судом установлено, что Администрацией Тюменского муниципального района принят ряд мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа и решения Тюменского районного суда Тюменской области, а именно: были выделены денежные средства на разработку проекта планировки и межевания территории, а также проектной документации на строительство дорог, подготовлена аукционная документация на проведение работ по разработке проекта документации по строительству автомобильных дорог. Однако, все меры предприняты административным истцом только в 2019 году, каких-либо доказательств, подтверждающих принятие мер по исполнению решения суда до 2019 года, не представлено.
Таким образом, предпринятые административным истцом меры для исполнения требований исполнительного документа не являются достаточными для освобождения от уплаты от исполнительского сбора и не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта, не могут рассматриваться в качестве оснований, установленных пунктом 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ и статьи 401 Гражданского кодекса РФ для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, оправдывающих то, что решение суда не исполнено, административным истцом также не представлено.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора в максимальном размере - на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ N 229.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников из бюджетной системы. Администрация Тюменского муниципального района, как и прочие должники, обязана исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 ФЗ N 229 ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения административного истца от уплаты от исполнительского сбора, не имеется.
Руководствуясь ст. 218, 219, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, ФЗ РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора до 37500 рублей, взыскиваемого на основании постановления №72007/19/722206 от 24.04.2019 судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной Марии Игоревны по исполнительному производству №94877/17/72007-ИП от 10.01.2018.
В остальной части административное исковое заявление Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 08.07.2019 года
Подлинник решения хранится в административном деле № 2а-1858/2019 (УИД: 72RS0021-01-2019-001485-54) в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение вступило в законную силу «____»_________2019 года.
Копия верна.
Судья Хромова С.А.