7р-667
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Виноградовское водоснабжающее предприятие» Шишманова О.А. и защитника общества Агафонова А.В. на решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 2 октября 2019 года,
установил:
постановлением исполняющего обязанности государственного санитарного врача по городу Новодвинску, Холмогорскому и Виноградовскому районам исполняющего обязанности начальника Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 18 июля 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Виноградовское водоснабжающее предприятие» (далее - ООО «ВВП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 2 октября 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Законный представитель юридического лица Шишманов О.А. и защитник Агафонов А.В. в жалобе просят отменить указанное постановление, ссылаясь на отсутствие вины общества во вмененном правонарушении и недоказанность обстоятельств его совершения.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и заслушав защитника ООО «ВВП» Агафонова А.В., ее поддержавшего, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет административную ответственность.
Юридические лица в силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу пункта 1 статьи 19 названного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 установлено, что организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», которые применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях и должны выполняться при эксплуатации систем водоснабжения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Новодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области плановой выездной проверки ООО «ВВП» установлено, что по состоянию на 8 мая 2019 года допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению, подаваемому через централизованной системы в населению по показателям:
- на водозаборной скважине № (<адрес>, сооружение 1) цветность (фактически 30+/-6 градусов при нормативе не более 20 градусов), мутность (фактически 4,7+/-0,9 ЕМФ, при нормативе не более 2,6 ЕМФ), железо (фактически 0,9+/-0,2 мг/л, при нормативе не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (фактически 10,0+/-3,0 мг/л, при нормативе не более 5,0 мг/л);
- на водозаборной скважине № (<адрес>), цветность (фактически 25+/-5 градусов при нормативе не более 20 градусов), мутность (фактически 3,5+/-0,7 ЕМФ, при нормативе не более 2,6 ЕМФ), железо (фактически 0,7+/-0,2 мг/л, при нормативе не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (фактически 9,6+/-2,9 мг/л, при нормативе не более 5,0 мг/л);
- на водоразборной колонке (<адрес>) цветность (фактически 25+/-5 градусов при нормативе не более 20 градусов), железо (фактически 0,8+/-0,2 мг/л, при нормативе не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (фактически 8,4+/-2,5 мг/л, при нормативе не более 5,0 мг/л);
- на водоразборной колонке (<адрес>), железо (фактически 0,4+/-0,1 мг/л, при нормативе не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (фактически 7,5+/-2,3 мг/л, при нормативе не более 5,0 мг/л);
- на водозаборной скважине (<адрес>) цветность (фактически 40,0+/-8 градусов при нормативе не более 20 градусов), мутность (фактически 10,1+/-2,0 ЕМФ, при нормативе не более 2,6 ЕМФ), железо (фактически 1,3+/-0,3 мг/л, при нормативе не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (фактически 20,4+/-6,1 мг/л, при нормативе не более 5,0 мг/л);
- на водоразборной колонке (<адрес>) цветность (фактически 40,0+/-8 градусов при нормативе не более 20 градусов), мутность (фактически 8,7+/-1,7 ЕМФ, при нормативе не более 2,6 ЕМФ), железо (фактически 1,2+/-0,3 мг/л, при нормативе не более 0,3 мг/л), окисляемость перманганатная (фактически 18,0+/-5,4 мг/л, при нормативе не более 5,0 мг/л).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки ООО «ВВП» от 25 марта 2019 года № 424, актом проверки от 8 мая 2019 года № 424/2019 и приложенными фотоматериалами, предписанием должностного лица от 8 мая 2019 года № 424/пр, протоколами лабораторных исследований от 15 апреля 2019 года №№ 1556, 1557, 1558, 1560, от 16 апреля 2019 года №№ 194,195,196,198, от 22 апреля 2019 года №№ 1635,1636, от 23 апреля 2019 года №№ 207,208, экспертными заключениями от 26 апреля 2019 года №№ Ф2-119/94, Ф2-120/94, Ф2-121/94, Ф2-122/94, Ф2-124/94, Ф2-125/94, регистрирующими документами на ООО «ВВП», соглашениями об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Рочегодское» от 18 сентября 2018 года № 15 с перечнем муниципального имущества, соглашением об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Моржегорское» от 18 сентября 2018 года № 17 с перечнем муниципального имущества, проектом зон санитарной охраны водозаборов подземных вод ООО «ВВП», утвержденного директором юридического лица 12 октября 2016 года, программой производственного контроля качества питьевой воды поселка Рочегда МО «Рочегодское», получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований подвергать сомнению которую не имеется.
Нарушив санитарно-эпидемиологические требования к питьевому водоснабжению, ООО «ВВП» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы ООО «ВВП» не представило доказательств принятия исчерпывающих и достаточных мер, направленных на обеспечение надлежащего качества питьевой воды.
Доводы подателей жалобы о том, что ООО «ВВП» не является субъектом вмененного деяния, поскольку перечисленные объекты не относятся к централизованному водоснабжению, подлежат отклонению как несостоятельные.
Из представленных материалов следует, что 18 сентября 2018 года между Комитетом по управлению имуществом МО «Виноградовский муниципальный район» (Заказчик) и ООО «ВВП» (Исполнитель) заключены соглашения на обслуживание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения водоснабжения на территории МО «Рочегодское» и МО «Моржегорское», в соответствии с которыми Исполнителю переданы водопроводные сети, буровые скважины, водонапорные башни, водяные насосы, насосные станции в поселке Рочегда и деревне Моржегоры, посредством которых осуществляется снабжение населения питьевой и хозяйственно-бытовой холодной водой.
Согласно акту проверки по адресам: <адрес>, сооружение 1 (водозаборная скважина №) и <адрес> (водозаборная скважина №) и <адрес> находятся водозаборные (буровые) скважины с водопроводными сетями с водоразборными колонками; в тех же населенных пунктах находятся и водозаборные колонки. Указанные объекты, исходя из технических характеристик, наличия системы распределения воды к месту расходования (до водозаборных колонок) являются централизованными системами водоснабжения.
ООО «ВВП», приняв на себя обязательства по водоснабжению объектов жилищного фонда, в силу вышеприведенных норм закона должно обеспечить и соответствие качества подаваемой через систему централизованного водоснабжения питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно протоколам лабораторных исследований от 15 апреля 2019 года №№ 1556, 1557, 1558, 1560, от 16 апреля 2019 года №№ 194,195,196,198, от 22 апреля 2019 года №№ 1635,1636, от 23 апреля 2019 года №№ 207,208 проб холодной воды, взятой из водозаборных скважин в поселке Рочегда (№№) и в <адрес>, из водоразборных колонок в указанных населенных пунктах по показателям цветность, мутность, железо, окисляемость перманганатная не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (значительно превышают нормативы).
То обстоятельство, что нормативы качества воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 с момента введения водозаборных скважин и водопроводной сети в эксплуатацию, на что ссылаются податели жалобы, основанием для прекращения производства по настоящему делу не является, поскольку не освобождает общество от выполнения установленной законом обязанности по предоставлению жителям МО «Рочегодское» и МО «Моржегорское» питьевой воды, соответствующей санитарным требованиям.
ООО «ВВП» является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения и обеспечивающей подачу питьевой воды, в том числе для снабжения населения. Следовательно, ООО «ВВП» обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования при обеспечении водой конечных потребителей, при этом способ обеспечения необходимого качества воды находится исключительно в хозяйственном ведении указанного юридического лица (фильтрация, подвоз, смена поставщика и др.).
С учетом изложенного ООО «ВВП» законно привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.
Вместе с тем постановление должностного лица и решение суда первой инстанции подлежат изменению.
Нецентрализованным водоснабжением согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.1175 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
Как следует из материалов дела, помимо перечисленных выше объектов ООО «ВВП» вменялось несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных СанПиН 2.1.4.1074-01, к питьевой воде на водозаборной скважине №, расположенной по адресу: <адрес>, которая согласно акту проверки имеет водозаборный рукав для закачки воды в автоцистерну для подвоза воды населению.
Таким образом, в силу технических характеристик, анализа законодательства в области требований, предъявляемых СанПиН 2.1.4.1074-01, данная водозаборная скважина не является объектом воды централизованного водоснабжения, поскольку не имеет системы распределения воды к месту ее расходования (водопроводная сеть, колонки и пр.).
С учетом изложенного, выводы должностного лица и судьи районного суда о том, что ООО «ВВП» нарушило санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные СанПиН 2.1.4.1074-01, к питьевой воде, подаваемой через водозаборную скважину № подлежат исключению из состоявшихся по делу актов.
Вносимое изменение основанием для снижения назначенного ООО «ВВП» административного наказания в виде административного штрафа не является, поскольку он определен в минимальном размере санкции статьи 6.5 КоАП РФ для юридических лиц.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление исполняющего обязанности государственного санитарного врача по городу Новодвинску, Холмогорскому и Виноградовскому районам исполняющего обязанности начальника Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 18 июля 2019 года и решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 2 октября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «ВВП» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, изменить: исключить из их мотивировочных частей выводы о нарушении ООО «ВВП» санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных СанПиН 2.1.4.1074-01, к питьевой воде, подаваемой через водозаборную скважину №, расположенную по адресу: <адрес>.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобу директора ООО «ВВП» Шишманова О.А. и защитника общества Агафонова А.В. – без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина