18RS0022-01-2020-000529-64
Дело № 2-480/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>, Удмуртская Республика 28 мая 2020 года
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Муллахметовой С.Г.,
с участием помощника прокурора <адрес> УР Горбунова Ф.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Киясовское» о понуждении устранить нарушения федерального законодательства в сфере дорожной деятельности,
у с т а н о в и л:
<адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Киясовское» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию всех дорог местного значения в МО «Киясовское» путем оформления кадастровых паспортов на них и проведения технического учета.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части паспортизации дорог в деятельности органов местного самоуправления установлено, что в границах МО «Киясовское» имеется 53 автомобильные дороги.
Между тем, в нарушение п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ), п.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), ч.2 ст.7.4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» паспортизация проведена в отношении лишь 6 автомобильных дорог, что составляет 11,32% от общего количества дорог. На остальные 47 дорог кадастровые паспорта не оформлены, технический учет не произведен, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, картографии по УР сведений о правах на указанные дороги не имеется.
По выявленным нарушениям прокуратурой <адрес> в адрес главы Администрации МО «Киясовское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, в настоящее время нарушения в полном объеме не устранены.
Невыполнение работ по паспортизации и техническому учету дорог местного значения в границах МО «Киясовское» нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - Администрации МО «Киясовское» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признал в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Как установлено ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частями 1, 8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу пп.4 п.9 которой в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Обязательность проведения паспортизации и технического учета автомобильных дорог независимо от того, в чьей собственности они находятся, предусмотрена и ведомственными строительными нормами - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР) и действующими в настоящее время, согласно которым паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (пункт 1.1), техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования, учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2).
Исходя из взаимосвязанных положений ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, ч.2 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ, вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст.32 Устава муниципального образования «Киясовское», принятого решением Совета МО «Киясовское» ДД.ММ.ГГГГ № глава МО «Киясовское» несет ответственность перед населением муниципального образования, государством и, физическими и юридическими лицами за деятельность Администрации в соответствии с федеральными законами.
На основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «<адрес>» и администрациями сельских поселений <адрес> полномочия по решению вопросов местного значения в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов передано Администрации муниципального образования «Киясовское».
В судебном заседании установлено, что в границах МО «Киясовское» имеется 53 автомобильные дороги местного значения, из них паспортизация проведена в отношении лишь 6 автомобильных дорог.
На момент рассмотрения настоящего дела доказательств того, что паспортизация проведена в отношении всех дорог на территории МО «Киясовское», ответчиком также не представлено.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения МО «Киясовское».
В связи с чем, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения обязанности на муниципальное образование «Киясовское» провести паспортизацию всех дорог местного значения в границах МО «Киясовское».
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязать муниципальное образование «Киясовское» провести паспортизацию всех дорог местного значения в границах МО «Киясовское», оформив на них кадастровые номера.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – один год со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Киясовское» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере дорожной деятельности удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Киясовское» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию всех дорог местного значения в МО «Киясовское путем оформления кадастровых паспортов на них и проведения технического учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Бубякин