Дело № 2- 158 /2019 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Вуктыл 13 мая 2019 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Смагиной К.Р.,
с участием истицы Степанчук Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степанчук Е. Е. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухта Республики Коми (межрайонному) об обязании включения периода работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Степанчук Е.Е. обратилась в Вуктыльский городской с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному), просив суд обязать ответчика включить период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Свои требования истица мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение № об отказе в установлении пенсии. При этом ответчик не законно не включил в страховой стаж истицы вышеуказанные периоды работы, не учтя что данные о трудовой деятельности в указанный период времени подтверждаются записями в трудовой книжке истицы, выданной ДД.ММ.ГГГГ, которая является основным документом о трудовой деятельности работника.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, возражений по поводу заявленных исковых требований в суд не представил.
Суд, заслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела в отношении Степанчук Е.Е., приходит к следующему:
В судебном заседании, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения Краснолиманским отделением Донецкой ордена ленина ж.д. выдана трудовая книжка БТ-1 №.
Согласно свидетельства о рождении I-ЯК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Е.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о заключении брака IV-НО №, выданным ДД.ММ.ГГГГ заключен брак Е.Е. и А.П.п., после чего супругам присвоена фамилия П.
Из свидетельства о расторжении брака IV-НО №, выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что Брак Е.Е. и А.П. расторгнут, после расторжения брака у бывших супругов сохранена фамилия П.
В соответствии со свидетельством о заключении брака I-ЕА №, выданным ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между Е.Е. и И.В., после чего супругам присвоена фамилия Степанчук.
На основании Решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № УПФ РФ в <адрес> (межрайонном) Степанчук Е.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ, так как не выработан требуемый страховой стаж. Указанное решение принято в связи с тем, что данный период работы не был подтвержден и не включен в периоды работы необходимые для установления досрочной страховой пенсии по старости, так как приходится на период работы в Украине после распада СССР на Донецкой железной дороге. Периоды стажа относятся к подтвержденным, если: 1) документы, подтверждающие запрашиваемые сведения, получены в ответ на запрос ТО ПФР от соответствующего компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (организации, архивной организации); 2) содержаться в выплатных делах, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия, при надлежащем их оформлении: 3) приходятся на период до распада СССР, надлежаще оформлены и внесены в трудовую книжку своевременно. Период работы после ДД.ММ.ГГГГ включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в стране, где протекала работа (компетентные органы Украины).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Е.Е. действительно работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с удостоверением №, Е.Е. бухгалтер Донецкой железной дороги повысила квалификацию по современным проблемам бухгалтерского учета, компьютерной грамотности, использования электронно-вычислительных машин в работе бухгалтеров и психологии в трудовом коллективе, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашло свое доказательственное подтверждение то обстоятельство, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должностях: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Доказательств обратного суду не представлено и материалы дела не содержат.
В силу ст.55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Из п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период исчисления данной работы (деятельности).
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ч.2 ст. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ч.1 ст.22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и ч.6 настоящей статьи, но во всех случаях не раннее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.п.4-5 ст.14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, подлежащих применению при назначении досрочной страховой пенсии по старости по ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 66 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, действовавшей до утверждения Министерством труда и социального развития Российской Федерации 10 октября 2003 года новой Инструкции по заполнению трудовых книжек, трудовая книжка является основным документом о деятельности рабочих и служащих.
Как установлено в судебном заседании записями в трудовой книжке, истица с 23 июня 1986 года по 13 марта 2006 года работала в Краснолиманском отделении Донецкой железной дороги и данный период работы был подтверждении предоставленной истицей справкой № 148 от 19 апреля 2019 года АО «Украинская железная дорога» филиала «Центр строительно-монтажных работ и эксплуатации зданий и сооружений» производственного подразделения «Лиманское территориальное управление».
Из положений ч.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно – полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, и периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию.
На основании п.2 ст.13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированного на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа, судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015. То есть действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации полных и достоверных сведений о работниках. Работник не наделен правом контролировать выполнение работодателем таких предписаний закона.
Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии надлежаще оформленных записях в трудовой книжке, архивных справок работодателя, а также других доказательств, имеющихся в деле, не может служить основанием для лишения истца права на назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 № 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями. В п.11 данного Положения указано, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержание сведения о периодах работы.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении в трудовой стаж спорных периодов работы, суд исходит из того, что данные периоды работы истицы в ходе рассмотрения дела нашли свое объективной подтверждение путем исследования как записей в трудовой книжке истицы, так и соответствующей справки. При этом противоречия между указанными документами не установлены, в трудовой книжке истицы на русском языке, четко, последовательно в хронологическом порядке изложены записи о трудовой деятельности истца, указаны номера и даты приказов работодателя о приме на работу и увольнении, трудовая книжка не содержит помарок, исправления и нечитаемых записей.
По мнению суда, факт не читаемости, по мнению ответчика, оттиска печати в трудовой книжке истицы, не может повлечь для работника негативных последствий и не может служить достаточным и единственным основанием для лишения истицы права на включение в подсчет ее трудового стажа спорного периода работы, поскольку законном обязанность ведения трудовых книжке возложена на работодателя, в связи с чем, ненадлежащее внесении оттиска печати в трудовую книжку, а также отсутствие ответа на запросы от соответствующего компетентного органа Украины, не может лишать истицы права на получение трудовой пенсии, при подтверждении спорного периода работы представленными в материалах дела документами.
Таким образом, суд считает, что исковые требования Степанчук Е.Е. к ГУ УПФ РФ в городе Ухта Республики Коми (межрайонному) о об обязании включения периода работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ суд
решил:
обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухта Республики Коми (межрайонное) с ДД.ММ.ГГГГ зачесть Степанчук Е. Е. период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.
Судья О.В. Сурганов