Решение по делу № 2-978/2019 от 13.11.2019

УИД № 10RS0017-01-2019-001311-10

Дело № 2-978/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2019 г. г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кустовой Е.С.,

при секретаре Винтер Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спирина Г.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия о возврате излишне уплаченного налога,

установил:

Спирин Г.В. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что в ходе рассмотрения административного дела по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия к Спирину Г.В. о взыскании задолженности по налогу и суммы пени 24 октября 2019 г. представителем истца Сизовой И.С. предъявлена суду справка № 2156737 по состоянию на 25 сентября 2019 г. о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам. Из данной справки, из графы 4 «состояние расчетов по налогам (сборам, страховым взносам) рублей, на сумму 30719 руб. 59 коп. числится переплата. На листе 3 в четвертой графе указана сумма в размере 3640 руб. 77 руб., - наименование «страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. На листе 3 в четвертой графе указана сумма 27087 руб. 82 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г.): 3640 руб. 77 коп. + 27078 руб. 82 коп. = 30719 руб. 59 коп. До настоящего времени указанная сумма 30719 руб. 59 коп. - переплата по налогам, - истцу не возвращена.

Руководствуясь положениями п. 5 ч. 1 ст. 21, ч. 3, ч. 6, ч. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, истец полагает, что, как налогоплательщик, имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней, право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В указанной справке ответчик указывает суммы переплаты на 25 сентября 2019 г. за расчетные периоды - до 01 января 2017 г. Указания на ранний период ответчиком не сделано. Отчетная точка периода - с 31 декабря 2016 г.

Истец указывает, что в связи с рассмотрением требований ответчика по административному делу о взыскании МИФНС России № 5 РК с него сумм недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г): налога в размере 13400 руб. за 2017 г., и в размере 175 руб. 50 коп., удовлетворение настоящего иска в части возврата 27078 руб. 82 коп. - восстановит его право, поскольку взыскиваемая МИФНС России № 5 по РК сумма 13400 руб. и пени 175 руб. 50 коп. в два раза меньше суммы по настоящему заявлению - 27078 руб. 82 коп.

Просит обязать ответчика произвести возврат из бюджета излишне уплаченной суммы налога в размере 30719 руб. 59 коп.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 09 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное).

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика Бажкова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований. Указала, что истцом не представлено доказательств отсутствия у него задолженности по уплате налогов или переплате, о наличии оснований для возврата излишне уплаченных сумм.

В судебном заседании представитель ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) Сизова И.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Отметила, что справка, на которую ссылается в исковом заявлении истец, как на основание своих требований, составлена не Пенсионным органом, а была представлена самим истцом.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

До 1 января 2017 г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 указанной статьи.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.

Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз, плюс 0,1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.

Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает, в том числе, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (пп.2 п. 1).

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право нотариусов, занимающихся частной практикой, на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 221).

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 г. № 27-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в связи с запросом Кировского областного суда», установившему конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования указанных норм, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Само указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с п.1 ст. 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Таким образом, взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Поскольку указанное постановление Конституционного Суда РФ устанавливает конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования норм, регулирующих вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, при том, что нормы Налогового кодекса РФ предусматривают аналогичный порядок определения размера дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате нотариусами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление № 27-П подлежит учету правоприменительными органами и в отношении арбитражных управляющих.

Более того, Постановление № 27-П подлежит применению к правоотношениям, возникшим до момента его принятия и опубликования, поскольку оно не признает оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, а устанавливает их конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования.

Установлено, что в Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Карелия на налоговом учете стоит налогоплательщик Спирин Геннадий Васильевич, 22 декабря 1951 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, исчисляет и уплачивает налоги по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 НК РФ <Данные изъяты>

21 октября 2019 г. Спирин Г.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сортавала РК (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 г. корректировка сведений, переданных в налоговые органы, с учетом списания ПФР, проведена, заключением от 22 октября 2019г.

30 октября 2019 г. Отделением принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» № 243-ФЗ от 03 июля 2016 года, вступившим в силу с 01 января 2017 г., с 01 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.

Этим же Федеральным законом Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI: Страховые взносы в Российской Федерации, в частности, главой 34 Страховые взносы.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (ч. 1.1).

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Как следует из материалов дела, спор возник по поводу неправильного исчисления и возврата страховых взносов, уплаченных Спириным Г.В., как индивидуальным предпринимателем до 01 января 2017 г.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (ч. 2).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (ч. 3).

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган, который производит возврат этих сумм (ч. 4).

Таким образом, обязательным условием для возврата излишние уплаченных страховых сумм, уплаченных до 1 января 2017 года, что имеет место в данном случае, является принятие органами Пенсионного фонда Российской Федерации решения о наличии излишне уплаченных сумм и об их возврате.

Как усматривается из материалов дела, уплаченные истцом суммы страховых взносов, учтены на его индивидуальном лицевом счете в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Справка, на которую ссылается истец, о состоянии расчетов № 215637 от 25 сентября 2019 г. Спирину Г.В. выдана налоговым органом 27 сентября 2019 г. на основании его заявления от 26 сентября 2019 г. Переплата по состоянию на 25 сентября 2019 г. числилась у налогоплательщика по КБК: 18210202103080011160 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) в размере 3640 руб. 77 коп. 18210202140060100160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) – 27078 руб. 82 коп.

Данная переплата образовалась в связи с тем, что от Пенсионного органа в электронном виде 01 августа 2017 г. по данным КБК представлены уточненные суммы по сальдо по сроку уплаты 01 октября 2017 г. на уменьшение, однако 26 сентября 2019 г. в адрес инспекции от пенсионного органа поступили сведения о начислении сумм по сроку 01 октября 2017 г.: 18210202103080011160 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) в размере 3640 руб. 77 коп., 18210202140060100160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) – 27078 руб. 82 коп.

Таким образом, на текущую дату по данным КБК отсутствует сумма переплаты для возврата денежных средств налогоплательщику.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований.

Кроме того, из материалов дела следует, что Решением ГУ – ОПФР по Республике Карелия от 30 октября 2019 г. истцу отказано в возврате страховых взносов из-за отсутствия излишне уплаченных взносов.

Поскольку требования об оспаривании данного решения рамках рассматриваемого дела не заявлены, суд, учитывая обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.С. Кустова

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2019 г.

2-978/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Спирин Геннадий Васильевич
Ответчики
МИФНС № 5 по РК
Спирин Геннадий Васильевич
Другие
ГУ УПФ РФ в г. Сортавала
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Кустова Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
13.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2019Передача материалов судье
18.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее