Решение по делу № 2-3213/2017 от 13.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2017 года                            г.Туймазы

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гиниятовой А.А., при секретаре Магомедовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султановой АМ, Хамидуллиной РР, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Султанов ОВ, Султановой РР, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Султановой МВ к АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» о признании права долевой собственности на жилые помещения в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ

     Султановой АМ, Хамидуллиной РР, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Султанов ОВ, Султанова РР, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Султановой МВ обратились с иском к АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» о признании права долевой собственности по 1/5 доле каждому на изолированные жилые помещения по адресу: <адрес>», ком.6-3, ком.6-4.

    В обоснование требований указали, что Султановой АМ с 20.06.1994г. проживает по адресу: <адрес>Г, ком.6-3, ком.6-4, на данные комнаты выдан ордер .

    В указанных комнатах вместе с Султановой АМ проживают: Султанова РР (дочь), Хамидуллиной РР (дочь), Султанов ОВ (внук), Султановой МВ (внучка).

Жилые помещения были предоставлены Султановой АМ в связи с трудовыми отношениями с Туймазинским заводом химического машиностроения БАССР, что подтверждается трудовой книжкой, работает с 05.07.1984г. по настоящее время.

Здания по <адрес>Г, <адрес> были построены под нужды общежития и изначально принадлежали государственному предприятию Туймазинскому заводу химического машиностроения, оно было выкуплено акционерами АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» у государства в процесса приватизации Туймазинского завода химического машиностроения и стало собственностью акционерного общества АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», что подтверждается письмом из АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» от 29.04.2010г.

Ранее истцы в приватизации не участвовали, что подтверждается справкой, выданной жилищным отделом Администрации муниципального района <адрес> РБ за от 05.09.2017г. Сделка приватизация общежития ответчиками была совершена в июле 1994г.

Ссылаясь на пп.2.1 и ДД.ММ.ГГГГ Указа Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных в РФ», требования Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», Указ Президента РФ от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Указ Президента РФ от 01.07.1992г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества», истцы указывают, что передача зданий общежитий государственных предприятий в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ, исключается.

Незаконное включение здания общежития в уставный капитал АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» поставило в неравное правовое положение лиц проживавших и проживающих в настоящее время в спорном жилом помещении по сравнению с правами лиц, проживающих в зданиях общежитий государственных и муниципальных предприятий, переданных в ведение органов местного самоуправления.

В настоящее время здание общежития принадлежит АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», которому не должно принадлежать.

В судебном заседании представитель Султановой АМ на основании доверенности Аглиуллин ИК исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Костылев ДА, иск не признал, просил отказать в удовлетворении на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ Туймазинский завод химического машиностроения подал заявку на приватизацию в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», предусматривающей определенные способы приватизации, в том числе приватизацию государственного предприятия путем преобразования его в акционерное общество, была создана комиссия по приватизации объектов. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» зарегистрировало право собственности на данное общежитие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, являясь собственником, несет затраты на содержание и сохранение имущества.

Истцы Султановой АМ, Хамидуллиной РР, Султанова РР, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с ДД.ММ.ГГГГ - года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в состав имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с правовой позицией Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" абзац 1 пункт 4 переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Правительство Российской Федерации приняло Постановление "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ . Названным Постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 2 Положения о передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятии согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты, определенные в пункте 2 Положения.

Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов с Российской Федерации и муниципальную собственность производится путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней названных объектов отдельным разделом.

Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.

Утверждение плана приватизации предприятий (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).Как указано выше, статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и, муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период работы, службы или обучения. Согласно ст. 4 Закона РФ N 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав следует, что правопреемство на спорное общежитие в порядке собственности возникает с момента регистрации прав в ЕГРП.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, - утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения (изолированные - квартира, комната), вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые предоставлены гражданам и должны были быть переданы в муниципальный жилищный фонд, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации при условии, если это жилое помещение является изолированным.
С учетом вышеназванных норм, суд исходит из того, что оснований для изменения правового положения жилого помещения и заключения с истцом договора социального найма не имеется, поскольку занимаемые истцами комнаты находятся в здании, относящемся к частному жилищному фонду, а договор социального найма может быть заключен только с наймодателем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, но не собственником частного жилищного фонда.

Как следует из представленных материалов дела, на основании ордера , выданного Профкомом Туймазинского завода химического машиностроения 20.06.1994г., Султановой АМ на состав семьи из четырех человек предоставлено место в общежитии по адресу: <адрес>, секция 6, комната 3,4, в связи с трудовыми отношениями.

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства от 16.05.2014г., Султановой МВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрирована по адресу: <адрес>, 6-3 с ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно свидетельству от 22.03.2004г., Султанов ОВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрирована по адресу: <адрес>, 6-3 с ДД.ММ.ГГГГг.

Из справки о составе семьи, выданной ООО «УК ЖКХ» следует, что нанимателем жилого помещения по адресу: РБ, <адрес>Г, 6-4 является Султановой АМ с 12.12.1996г., вместе с нею по данному адресу зарегистрированы: Султанова РР, ДД.ММ.ГГГГ.р., дочь – с 16.03.2004г.; Султановой РР, ДД.ММ.ГГГГ.р., дочь – с 24.12.2007г.; Султанов ОВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., внук – с 16.03.2004г.; Султановой МВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., внучка – с 21.01.2008г.

Согласно справкам Туймазинского участка Октябрьского филиала ГБУ РБ Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация, Султановой АМ, Хамидуллиной РР, Султанова РР правом приватизации не воспользовались.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированном до вселения истца, при создании путем реорганизации, ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Плану приватизации №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Туймазинского завода химического машиностроения» в перечень имущества вошло здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» является собственником общежития, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что занимаемые истцами комнаты ,4 находятся в здании, относящемуся к частному жилищному фонду.

При таких обстоятельствах, суд считает, что поскольку комнаты (жилые помещения), переданные в уставной капитал акционерного общества, относятся к частному жилищному фонду, в случае вселения гражданина в такое жилое помещение, используемого в качестве общежития, в уставной капитал акционерного общества в соответствии с законом, между гражданином и акционерным обществом возникают договорные отношения, которые регулируются гражданским законодательством. Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда РФ" к данным отношениям не применяется.

Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Между тем, истцами суду не предоставлено доказательств приобретения спорного жилья по основаниям, указанным в ст.218 ГК РФ.

АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» является собственником спорного жилья в порядке приватизации. При этом на приватизацию было получено разрешение собственника и администрации города и района.

Требований о признании приватизации незаконной истцами не заявлялось.

Права собственников жилья предусмотрены положениями гражданского и жилищного законодательства РФ, а именно ст. 30 ЖК РФ, где указано, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

При наличии имеющегося законного зарегистрированного права собственности АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» на спорное жилое помещение, право собственности на него не может быть признано за другим лицом.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Султановой АМ, Хамидуллиной РР, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Султанов ОВ, Султановой РР, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Султановой МВ к АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» о признании права долевой собственности на жилые помещения в порядке приватизации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Султановой АМ, Хамидуллиной РР, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Султанов ОВ, Султановой РР, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Султановой МВ к АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» о признании права долевой собственности на жилые помещения в порядке приватизации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Туймазинский межрайонный суд РБ.

Судья:                            А.А. Гиниятова

2-3213/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Султанова А. М.
Хамидуллина Р. Р.
Султанова Р. Р.
Ответчики
АО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш"
Другие
Отдел по Туймазинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ
Суд
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Гиниятова А. А.
Дело на сайте суда
tuimazinsky.bkr.sudrf.ru
13.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2017Передача материалов судье
13.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2017Подготовка дела (собеседование)
23.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2017Судебное заседание
10.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее