Дело №2а-848/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2019 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Волковой В.Н.,
при секретаре Матасовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Костроме к Попову С. К. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным иском к Попову С.К. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за dd/mm/yy в размере <данные изъяты>., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за dd/mm/yy в размере <данные изъяты>., всего взыскать <данные изъяты>.
Свои требования обосновала тем, что в соответствии со ст. ст. 357 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку на его имя в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy был зарегистрирован автомобиль грузовой <данные изъяты>, г.р.з. №. На основании сведений, представленных регистрирующим органом, налогоплательщику исчислен транспортный налог за dd/mm/yy в сумме <данные изъяты>. и направлено налоговое уведомление от dd/mm/yy №. В связи с неуплатой в установленный законодательством срок суммы налога на основании ст. 75 НК РФ начислены пени. В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, пени № от dd/mm/yy, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить до dd/mm/yy, в том числе: транспортный налог в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>. Данное требование исполнено не в полном объеме, не уплачен транспортный налог в размере <данные изъяты>. (частично погашено dd/mm/yy – <данные изъяты>., dd/mm/yy – <данные изъяты>.) и пени в размере <данные изъяты>. Также направлено требование об уплате налога и пени № от dd/mm/yy, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить до dd/mm/yy, в том числе пени в размере <данные изъяты>. Данное требование исполнено не в полном объеме, не уплачено <данные изъяты>. Также направлено требование об уплате налога, пени № от dd/mm/yy, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить до dd/mm/yy, в том числе пени в размере <данные изъяты>. Данное требование исполнено не в полном объеме, не уплачено <данные изъяты>. Первоначально административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен dd/mm/yy и отменен определением суда dd/mm/yy В связи с этим административный истец обратился с данным административным иском в суд.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Костроме Федулов М.С. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным иском.
Административный ответчик Попов С.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Обязанность, порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены главой 28 НК РФ, размер ставок налога определен Законом Костромской области от 28.11.2002 №305-5-ЗКО «О транспортном налоге».
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 28.11.2002 года №80-ЗКО «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства – грузового автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. №, в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy.
Таким образом, административный ответчик в указанный период являлся плательщиком транспортного налога.
dd/mm/yy административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № об уплате в срок до dd/mm/yy транспортного налога за dd/mm/yy в размере <данные изъяты>., за dd/mm/yy в размере <данные изъяты>
Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено данной статьей Налогового кодекса РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В установленный в налоговом уведомлении срок административный ответчик обязанность по уплате транспортного налога не исполнил, в связи с чем административным истцом административному ответчику было выставлено требование № от dd/mm/yy об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно которому административному ответчику было предложено в срок до dd/mm/yy уплатить имеющуюся задолженность по транспортному налогу за dd/mm/yy в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>.
Также административным истцом административному ответчику было выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на dd/mm/yy, согласно которому административному ответчику было предложено в срок до dd/mm/yy уплатить пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
И требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на dd/mm/yy, согласно которому административному ответчику было предложено в срок до dd/mm/yy уплатить пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
Поскольку требования об уплате налога, пени не было исполнено в полном объеме административным ответчиком, административный истец обратился к мировому судье судебного участка №11 Ленинского судебного района г. Костромы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с Попова С.К., dd/mm/yy вынесен судебный приказ.
dd/mm/yy мировым судьей судебного участка №11 Ленинского судебного района г. Костромы вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями Попова С.К.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что судебный приказ от dd/mm/yy о взыскании с должника Попова С.К. задолженности по налогам и пени был отменен определением мирового судьи судебного участка №11 Ленинского судебного района г. Костромы dd/mm/yy
В суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился dd/mm/yy, в то время, как срок обращения в суд истек dd/mm/yy.
Представитель административного истца в судебном заседании заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Вместе с тем, каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, налоговым органом представлено не было, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок подачи административного искового заявления, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
При этом суд отмечает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
В соответствии с п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При вышеуказанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать.
Согласно ст. 59 НК РФ недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафа (п.п. 4 п.1).
В соответствии с п. 9 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 года №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч.1 Налогового кодекса РФ», вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с ответчика задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Руководствуясь ст.ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по г. Костроме к Попову С. К. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения – по причине утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока на обращение в суд.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Волкова
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2019 года.
Судья В.Н. Волкова